mmv13 (mmv13) wrote,
mmv13
mmv13

Category:

Борьба с деменцией или рассуждения о творческой интеллигенции.

Мои размышления — без претензии на всеобщность и однозначную правоту. Просто, копаясь в собственном «чулане», смахиваю пыль и протираю от грязи старые дорогие мне «безделушки». «Советикусы», к коим я себя с гордостью отношу, даже в метро не расставались с книгой, поражая тем туристов «цивилизованных» стран. Большая часть жителей СССР выписывала или покупала в киосках всевозможные толстые литературные журналы, где каждый месяц печатались советские или зарубежные новинки. Остальные, кому не досталась вожделенная «подписка», брали у знакомых интересные номера периодики («Октябрь», «Иностранная литература» и масса других), чтобы сладострастно зачитаться и стать в ряды снобов-интеллектуалов, допущенных к обсуждению. 😊 Тогда мы безоглядно уважали и верили сочинителям, которые реально были «ловцами человеческих душ». Читая сегодня мемуары о прошлом, поневоле вспоминаешь впечатления своей молодости от авторов и книг, сравнивая их с настоящим...


Становится ли мудрее человек с возрастом? Расхожее мнение считает, что «да». Как по мне, залогом успеха в борьбе с деменцией служат не только жизненный опыт, но и образование с постоянной тренировкой наличествующих мозгов… 😊 Нашему поколению повезло по части жизненного опыта: мы существовали в двух идеологически очень разных странах. Имеющий уши – да, услышит. Имеющий глаза — да, увидит. Многие представления юности претерпели серьёзные изменения, осыпалась штукатурка с массы ранее уважаемых фасадов…

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова по сей день остаётся для меня лучшим и любимым литературным произведением. Слог автора мгновенно, как бандерлога, погружает меня в «кинофильм». Но афористичные акценты и мысли Булгакова, которые когда-то вызывали телячий восторг, с возрастом утратили смысл и силу. Более того, даже его творчество подтвердило тезис: человек, владея словом, совсем и не всегда владеет предметом, о котором суждение имеет. Помните сакраментальное: «Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя…» Как же ошибался Михаил Афанасьевич, издеваясь над недостатками НЭПмановского социализма. Уже одно то, что ему сообщили предполагаемое качество продукта, делает ситуацию, в которую попал его герой, крайне комплиментарной для эпохи и заведения. 😊

Отсутствие холодильников и скорость перевозки во времена молодости писателя вообще исключали наличие истинно свежей осетрины на столичном столе. И что в таком случае – «первая свежесть»? Свежесть, как характеристика продукта — вещь относительная. Вот, к примеру, треска в Португалии является деликатесом в «тухлом» виде. Некоторые подтухшие продукты знамениты и востребованы и в других странах. Иногда к нам привозят свежайший фрукт, сорванный в недозрелом виде. Иногда помидоры становятся хорошими, только полежав некоторое время. А свежее молоко из-под коровки? Не всем даже советую такое пить, если предоставится возможность. Лучше немного дать постоять, чтобы оно охладилось и стало не совсем свежим. А есть товары, которые – «вечно» свежи, как сегодня молоко со сроком годности в несколько месяцев. Правда, молоко ли это? 😊

«Консервирование» со времён великого писателя шагнуло так далеко вперёд, что некоторые, хорошо по названию известные ему продукты он нынче по вкусу не смог бы и опознать… Есть и ещё одна сторона вопроса. Видите вы в магазине наливное «свежайшее» яблочко и с опаской думаете: «Оно и внутри столь же прекрасно, как снаружи, или уже сгнило, оставив только красивую оболочку»? Далеко шагнул «прогресс»: многие продукты человеку теперь и не отличить от свежайшего состояния: секрет – в химии, в добавках. Так, сколько сегодня может быть «свежестей»? И что имел в виду официант, говоря о свежести осетрины? Сила владения словом заставляет нас заметить только ту грань, которая кажется важной автору! 😊

Читая дневник Ю.М. Нагибина погружаешься в достаточно честно описанный мир творческой интеллигенции. Вот, уж где противоречие между словами, мыслями и делами вопиёт… Но остаётся совершенно не замеченным биографами и комментаторами за дифирамбами и восхищением. Я бы поостерёгся на месте автора натягивать его «сову» на всеобщий «глобус», распространяя особенности среды личного обитания на весь мир. Но кто я такой? Хотя мой СССР сильно отличается от нагибинского.

Что по жизни мучает, волнует, радует и терзает «сеятелей разумного, доброго и вечного»? Если постараться справиться с гипнотизмом слога и слов, всегда свойственных настоящим писателям, то реальная картина описанных бытовых подробностей и устремлений жизни «случайно попавшего в наш век» (так Нагибин написал о себе) выглядит мало одухотворённой. И я нисколько не пытаюсь судить человека, прожившего свою жизнь так, как лично он сам её выстраивал.

Считал охоту обязательным делом для мужчины? Регулярно отдавал массу времени и сил этому занятию. Хотел посмотреть мир? Путешествовал обильно и повсеместно, противореча своим дежурным жалобам в дневнике на чиновничьи «препоны». И даже пожил за границей, выбирая место обитания. Хотел писать? Творил и был признан при жизни. Стремился издаваться? Всё сложилось, включая отличные вознаграждения за подёнщину сценариста в темах, от которых самого же и воротило. Вожделел распущенности и пьянства? «Оттянулся» – по самое «не могу». Жаждал любви? Шесть жён, как шесть попыток, — недоступны большинству смертных. В Талмуде сказано: «человек должен сначала построить дом и посадить виноградник, а потом жениться» («Сота», 44б (93, с.361). Предположу: и первое, и второе ему удалось. Женитьбу осваивал особенно старательно. Про детей в наставлениях ничего прямо не сказано, — может, именно поэтому их не завёл? Но во всём остальном жизнь давалась Нагибину, как немногим. Отчего же дневник переполнен тоской, неудовлетворённостью и недовольством? Что мешало вполне состоявшемуся человеку без экивоков, не стесняясь, занять позицию в жизни соответственно убеждениям? «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Подозреваю, что сила владения словом сочеталась с интеллигентским конформизмом и слабостью гуманитария в понимании процессов, о которых всю жизнь писал или думал. Кто-то может предложить другие объяснения, но расхождение слов, мыслей и дел явлено автором зримо и неопровержимо…

Может, именно за сладкоголосие и убедительность платят власть имущие? Уж точно не за понимание жизни. Вот, фрагмент интервью:

… вдруг вижу на холме, посреди поля, ни деревни рядом, – стоит церковь. Совершенно целая, нетронутая церковь. Кругом ведь рушили все. А здесь в естественном, первозданном цвете: розовое, голубое, синее, все горит – дивный храм. С забившимся сердцем я подошел к ней. И увидел роспись этого храма, она тоже сохранилась. Но! от низу до верху была вся опохаблена, осрамлена. Пририсованы неприличные, невероятные органы, усы, похабные слова – всюду, в нимбах, на ризах, до самого высокого окна в небо… Какова была работа! Видно, ставили леса, стремянки, не один день. И никто не остановил этих преступных, кощунственных рук, никого не смутило, что внутренность церкви, Божьего дома, превращена в гнусную пародию. Местной власти не пришло в голову хотя бы замазать это или восстановить. Считалось, что это не нарушает ни чистоту семьи, ни отношений.

В этой цитате – всё: совершеннейший инфантилизм понимания жизни и её взаимосвязей, выспренность слога и ... «хамелеон», который меняет цвета естественно, как дышит. Посудите сами.

Совершенно целая, нетронутая церковь на холме даже вдали от деревни, таки, стоит. Откуда тогда писателю известно, что всё рушили? В реальности советская власть разрушала только то, что не поддерживалось самими верующими, становясь опасным из-за ветхости, или портило внешний вид. Чему свидетельством — сохранившиеся храм и роспись.

Нагибин не пытается поискать логичное объяснение факту, который не вписывается в его мировоззрение. Взамен он сосредотачивает внимание на чувстве возмущения увиденным. Странным образом позиционируется и вина: за сохранность религиозной росписи, по его мнению, отвечает атеистичная власть, а не верующие и служители культа, которые, казалось бы, и обязаны поддерживать для себя храм в надлежащем состоянии, тем более, вдалеке от дорог цивилизации. Почему же им не пришло в голову за свой счёт привести в порядок хотя бы роспись? Как они вообще молились в подобном антураже? Походя, писатель пнул безответное, заявив, что вандализм не нарушает чистоту семьи. Ему ли говорить о чистоте семейных ценностей?

В СССР писатель вполне успешно подстраивался под одну власть, вкусно кормясь от неё и одновременно ненавидя. А приход другой эпохи и страны сподвиг его в погоне за чистотой семьи дать интервью журналу «Андрей», на страницах которого даже заикаться о семейных ценностях, как по мне, оскорбительно…

Почему молодые легко сочетаются браком? Потому что не видят недостатков и не имеют жизненного опыта. Но, и разбегаются от непонимания они достаточно безболезненно и потому легко. Взрослая личность придирчива в  восприятии предлагаемого, будь то человек, автор или воззрения. Мир становится сложнее, а восприятие его — менее восторженным. Наслаждение им  — глубже, осознаннее, с ощущением нюансов, которые  иногда становятся важнее грубой, но сильной простоты… Так меняется отношение и к гуманитарной, творческой интеллигенции. 😊


Когда-то беседа 1947 года Сталина, Молотова и Жданова с Эйзенштейном и Черкасовым о фильме «Иван Грозный» воспринималась, как не обоснованные поучения, давление зарвавшихся недалёких политиков на творческие натуры. Знакомство с обсуждавшимся историческим контекстом, осознание ответственности за публичное слово, привели к смене вех и пониманию того, что именно кинематографисты выглядят в вопросе, как плохо образованные школяры, совершенно не понимающие эпоху, коллизии и события которой они взялись экранизировать. И фраза «Я так вижу», часто произносимая художниками в качестве объяснения и оправдания, свойственна только избалованному инфантильному обывателю, не способному понять и не умеющему аргументировать. Научное или техническое обсуждение подобный ответ поднимет на смех, как признание дилетантизма и беспомощности «аналитика».

Именно поэтому служители пера и синематографа из раза в раз, из эпохи в эпоху, меняя антураж и одежды, говорят только об одном: о своих низменных обывательских проблемках, выдавая их за вселенские, вечные, расписываясь в эгоизме и слабом представлении о предмете и времени. Сами они в знакомстве с эпохой не идут далее мемуаров собратьев по цеху и литературных произведений…

Никто не должен трогать их свободу наслаждаться бытом по праву рождения и профессии. Все должны им помогать самовыражаться и содержать их по высшему разряду, безотносительно к уровню жизни окружающих. Ведь на свете они обязательно найдут места, где их собратья по гильдии живут припеваючи, беспрекословно выполняя заказы власти. Им позволительно и держать фигу в кармане, и поливать грязью руку дающего, и красиво хмурить лобик, копируя чужое осмысление процессов мирового бытия.

Приглядитесь, как потускнели шумевшие когда-то фильмы, спектакли и проза. Прошло время намёков при описании СССР, которые каждый трактовал в меру своей испорченности и развития. Повылезали на всеобщее обозрение реальные факты, а не личные обида и ненависть за судьбы родственников, замешанные на публицистических преувеличениях. И что же осталось от писания аксёновых, вайнеров и многих других? Остались, как приговор их двуличию, просоветские агитки, хорошо оплачивавшиеся и принёсшие им известность. А в противовес — пара-тройка злых постсоветских вещиц, которые уже никому не интересны, потому что личная злоба — не критика, а, скорее, — навет… Ветер перемен не только смывает грязь с постаментов, но часто и развенчивает кумиров и их песни о главном...

Tags: Булгаков, Нагибин, Сталин и Эйзенштейн, двуличие творческой интеллигенции, литература и совесть, манипуляции сознанием
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mmv13 december 25, 2017 13:45 3
Buy for 100 tokens
Материал Деда Сергеича о равноправии национальностей в мире подвиг меня опустить дискуссию на внутригосударственный уровень. В ООН один голос имеет и лимитроф с населением в миллион человек, и государство, в котором проживает на порядок больше граждан. Что же тогда говорить о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments