mmv13

Categories:

Какая забористая каша в головах творческих интеллигентов (читая дневники Нагибина)

ЭпиграфПисатель — то дерево, которое отталкивается от почвы. Иосиф Бродский 

От какой же «почвы» отталкивался известный писатель Ю.М. Нагибин, дневник которого я продолжаю читать? Вашему вниманию — совсем коротенький отрывок из текста литератора. Но, как по мне, он показателен и точно высвечивает стереотипы, особенности образования, логику и мировоззрение выдающегося творческого интеллигента. Не стоит говорить, что это — необработанные, торопливо сохранённые алмазы впечатлений. Мы читаем мастера профессии, а не приготовишку с ещё не набитой рукой...😊

16 июня 1978 г. 

… Дети, играющие в лесу, пристают: 

– Дядя, покажите, как вы бегаете.

– Дядя, вы на рыбалку или просто так?

– Дядя, это на вас такие штанишки?

Причина – шорты, все еще непривычные для моих соотечественников, не только юных, но и старых. Увидев меня от своей будки, вахтерша дома отдыха строителей заорала:

– Ишь срамотища! Старый мужик, а бесстыжий! Чего задницу заголил?

Надо сказать, что шорты у меня длинноваты. Сама же сидит в куцем сарафанчике, и страшная, необъятная грудь выпирает даже из подмышечных разрезов, а толстые вены просматриваются не только на икрах, но и на ляжках. Но считается, что она одета прилично. Правда, в добрые сталинские времена на Крымском побережье женщинам в сарафанах не позволяли даже в волейбол играть. На редкость чистое и целомудренное было время. Сейчас куда свободней, но до шортов мы еще не дошли. Крепко сидит татарщина в русской душе.

Начнём с «выпирающего» из литератора снисходительного снобизма в адрес народа вообще, а не только конкретной, не очень ему симпатичной женщины. Предположу, что вахтёрша, соблюдая субординацию, вряд ли «заорала». Она, скорее, громко пробубнила себе под нос. Это – лишь, домысел даже не претендующий на верность. Сам же Нагибин слегка раздражённо и не очень основательно противопоставляет свою «широту взглядов» (в одежде !) косности и неразвитости вкусов женщины из простых. Вот, мол, привратница при виде непривычного одеяния мужчины была шокирована до неспособности промолчать. Ему, видите ли, следует соответствовать нормам строгой «застёгнутости на все пуговицы». А она, не молодая и не красивая, может одеваться неряшливо и достаточно оголённо, – раздразился до занесения в мемуарные скрижали джентльмен.

Хотя, скорее, сценка — о традиционности, привычности той или иной одежды, и никак не связана с уровнем развития. Вряд ли наличие шотландского килта на мужчине (да еще и с огромной медалюкой поперёд причинного места) вызвало бы у «привратницы» другую реакцию. Самое смешное, что, очутившись неподалёку от носителей национальной идентичности, я тоже постоянно косился на столь экзотический наряд.

Более того, и через 20 лет после откровений писателя меня попросили покинуть ресторанное заведение даже на египетском солнечном и очень теплом курорте, сославшись на недопустимость свободолюбивого одеяния типа «шорты» в подобном месте. Поругание либеральных свобод и прав личности вызвало у меня некоторое возмущение и сопровождалось злорадным пониманием жены. 😊

Как по мне, автор и реплики в лесу детишек трактует не верно, считая, что их восклицание «такие штанишки» связано с удивлением от увиденного странного типа одежды. Скорее, ребята отмечают ровно то, что взрослого дядю им непривычно видеть в «штанишках», которые во многих местах СССР носили детишки.

Далее литератор запускает такой пассаж: «… в куцем сарафанчике… считается, что она одета прилично. Правда, в добрые сталинские времена на Крымском побережье женщинам в сарафанах не позволяли даже в волейбол играть.» Право, интересно бы было узнать подробности описанной «репрессии». 

Не совсем понятно, почему маститого писателя так удивили произошедшие за 25-50 лет не шуточные изменения в способах прикрыть наготу. От эпохи к эпохе менялись представления о допустимом, приличном в повседневном поведении, включая купальники. 😊 Очевидно, что и «дресскод» спортивной формы не стоял на месте.

Мне почему-то не верится, что в сталинских 50-х купальщицам не давали играть в волейбол на пляже «в сарафане». Разве только — по причине личной инициативы. Я в интернете нашёл фото С.Г. Кундиренко, которая закончила выступать за команду «Динамо» в 1955 году. Позволительно отнести время снимка к «сталинскому» рубежу. Этим девушкам на пляже тоже не давали в «сарафанах» играть в мячик? Интересно: всё же, в какой стране проживал Юрий Маркович? 😊 

Наконец, меня позабавила его логика, которая объединила в одном доводе «тёплое со сладким»: ...чистое и целомудренное было время. Сейчас куда свободней... Почему писатель чистоту и целомудренность противопоставил свободе? Разве нельзя совместить все эти понятия в одном лице? Мне не хочется предполагать, что писатель был не чистым, потому что был или считал себя свободным. А между «был» и «считал» — есть разница? 😊 

Или он был не целомудренным, потому что был свободным? Стесняюсь спросить, можно ли быть всю жизнь чистым, до определённого возраста целомудренным и при этом ощущать себя всегда свободным? 😊 Ведь, разному возрасту свойственны и свои ограничения, и свои «хотелки». Стыдно мне подсвечивать подобные странности в написанном маститым писателем, регалии которого не оставляют сомнений в его профессиональном владении словами и смыслами…

И, наконец, «мы не дошли» в 1978 году – это кто не дошёл? Сам Нагибин «дошёл». У меня тоже имелись шорты, хотя я и не был в детском возрасте в те годы. А дети-то «дошли» даже значительно ранее, судя по приведённой мною фотографии мальчишки. Удивительно, что писатель, собрав огромный опыт по жизни и в путешествиях по стране и миру, не обратил внимание, на сколько широк диапазон и разнообразны примеры того, до чего люди в разных местах «дошли» к означенному году.

К примеру, советская власть в центре страны в 20-х годах призывала заниматься физкультурой в спортивной одежде лозунгами «Не трусь! Одень трусы!» Газета «Известия» в 1934 году гордо рапортовала: «Носовой платок раньше — свадебный подарок, предмет праздничного обряда», а теперь же у четвертой части колхозников есть носовые платки. А в это же время в Чечне женщин призывали носить зимнюю верхнюю уличную одежду, потому что они, будучи по законам местной культуры существом домашним, не имели ничего подходящего в своём гардеробе!

И последний перл мэтра: «Крепко сидит татарщина в русской душе». Поневоле захочется риторически спросить творческого интеллигента и светило отечественной словесности: какие ещё стереотипы, не соответствующие научным представлениям о мире, накрепко вшиты в его достаточно узко, но глубоко, образованное сознание. Во-первых, где писатель обнаружил «татарщину» в отсутствии привычки публично оголять взрослое тело? На собранной мною фотоподборке купальных костюмов разных времён наличествует экземпляр за датой 1913. В демонстрации запечатлены совсем и не «татарки», одна из которых чуть ли не англичанка. Разве только у Вырубовой, второй на фото, в генеалогическом древе таковых можно поискать. И оные высокопоставленные и широко образованные по тем временам особы вряд ли бы позволили себе появиться на людях в шортах. 😊 

Сдаётся мне, писатель повторяет русофобский миф об «азиатской отсталости» русских? Странно... Тогда ему надо равняться на папуасов, не испытывающих стеснения от позирования на фото в голом виде. 😊

Ps

Настоящие интеллигенты советовали мне с большим уважением относиться к сентенциям людей, жизнь которых проходит в постоянных размышлениях о вечном. Зачем цепляться тенденциозно к вырванным из контекста цитатам? Ну, ладно... Тогда ещё только один разок «вырву» немножечко из разрозненных, многолетних, но, как по мне, одинаково уничижительных для нашего народа и не очень логичных размышлений автора. 

«Мешая с грязью» город Калязин и его обитателей Нагибин пишет:

 Духовная жизнь равна почти нулю. Это достояние нескольких доживающих свой скорбный век старых учителей. Есть несколько чудаковатых молодых людей, которые читают книги и журналы, а по ночам плавают к полузатонувшей колокольне послушать «эолову арфу» – там под сводами творится странная музыка, порождаемая воем ветров. Любимый поэт местной интеллигенции – Роберт Рождественский, на втором месте Евтушенко. К остальным равнодушны. Вот потолок лучших людей Калязина.

И буквально через страничку текста проницательный во всех отношениях знаток человеческих душ констатирует: 

Но странное дело, на мой вечер, несмотря на сеноуборочную, отсутствие афиш, неучастие «партийного актива» (в райкоме вечер считали несвоевременным в связи с горячей порой) пришло столько народа, что все комнаты старинного особняка, в котором расположилась библиотека, не могли вместить желающих. Люди устраивались на полу, на подоконниках, на лестницах, в дверях. Было человек полтораста – и непонятно, откуда они взялись... было много очень толковых вопросов, не оставлявших сомнения, что собравшиеся меня читали и зашли сюда не погреться. Я был удивлен, растроган и говорил хорошо. 

Кому непонятно? Я — не писатель, мне понятно даже из мемуаров автора, не говоря уже о личном жизненном опыте времен 1981 года. 😊 Всплывают из памяти встречи с питерской киношной тусовкой в репинском доме творчества. Именно гуманитарии пошли с нами на контакт, желая познакомиться с мировоззрением и поведением «технарей», которых, как инородное тело, они сразу же приметили в своей среде.

Ей богу, внимательное чтение не контролируемого мыслеизвержения творческих интеллигентов, с одной стороны, всё более расстраивает меня, а с другой стороны, делает более уверенным в правоте своих представлений. 

...Оказывается, государство доплачивает за мясо для населения какую-то баснословную сумму. Мне трудно в это поверить, ведь 90% населения вообще не ест мяса.

Догадайтесь, о какой стране говорит писатель? Какие искривленные картины действительности клубились в сознании «ловца человеческих душ»? „Писательство — это как рытьё ямы: чем глубже копаешь, тем больше воды.“ Вопрос только в чистоте оной... 😊

promo mmv13 december 25, 2017 13:45 3
Buy for 100 tokens
Материал Деда Сергеича о равноправии национальностей в мире подвиг меня опустить дискуссию на внутригосударственный уровень. В ООН один голос имеет и лимитроф с населением в миллион человек, и государство, в котором проживает на порядок больше граждан. Что же тогда говорить о…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened