mmv13

Categories:

Кривые зеркала чиновничьего новояза или о том, у кого власть…

Цены на 95-й бензин в РФ с 2014 год.
Цены на 95-й бензин в РФ с 2014 год.

Не успел я обмолвиться о российском элитарном новоязе, скрывающем суть происходящего в своих кривых зеркалах, как СМИшный фонтан выплеснул новую порцию из рубрики «волк в овечьей шкуре». Наслаждаемся заголовком и заходимся в ироничном возмущении (курсив — цитирование): 

Правительство пошло навстречу нефтяникам по ценам на бензин

При переводе с чиновничьего новояза на нормальный язык получается: государство подчинилось требованиям нефтегазовых корпораций (в числе учредителей — и наши противники по т.н. гибридной войне). Они получили право повышать цены на бензин не ниже официальной инфляции. А если рост экспортных цен продолжится, то розничные цены на бензин могут взлететь и поболее…

Отчего в борьбе с «зелёным змеем» он и победил? А от того, что рыба ищет, где глубже, а бизнес, где прибыльнее. И не надо искать патриотизма и даже ответственности в действиях государства, заточенного под интересы предпринимателей, как бы нас не пытались убедить в обратном. Именно такая публика продаёт ресурсы земли российской. И именно бизнесу власти идут навстречу, даже когда отрасль — на подъёме, обусловленном ростом экспортных цен на продукцию.

Случалось ли, чтобы российское правительство не пошло навстречу нефтегазовым компаниям? Давайте, взглянем на «картину маслом» за кучку последних лет, которая явствует из графика.

Поясняю. Произвольно выбрана цена используемого нашей семьёй 95-го бензина (по вертикальной оси) за 7 последних лет. Реперные точки – от источника данных. Дополнительную информацию я подтащил для наглядности и пробуждения «аналитизма» читателей. 😊 Числа, указывающие стоимость доллара в рублях (зелёным) и стоимость нефти марки Brend в «баксах», привязаны к реперам.

Что нам сразу же бросается в глаза? Увы, но правительство никогда не ходило навстречу россиянам и не снижало цену бензина в рублях. (Пусть углядевшие мелкие случайные отступы цены бензина не путают их с трендами, созданными политикой властей.) Новояз и призван скрыть эту грустную правду.

... было решено «откорректировать» цену внутреннего рынка, заложенную в формуле действующего демпферного механизма... Принятое по итогам совещания вице-премьеров с представителями нефтегазовых компаний решение «создаст условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции», сообщили в правительстве…

Каковы основания для коррекции конечных цен? «Мозгокруты» мило опускают причины сговора. Правила, устраивавшие «нефтяников» на нисходящем тренде экспортных цен, не нравятся им на восходящем. Почему бы не поведать жителям страны содержание «демпферного механизма»? Нельзя: тогда всем сразу станет ясно, в каком «масле» постоянно катается, «как сыр», эта отрасль, прикрываясь интересами страны...

Демпфер нужен для поддержки стабильности цен на топливо на внутреннем рынке, вне зависимости от колебания стоимости нефти в мире: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет.

Это – пять! Кто у нас объелся белены, называя сглаживание роста стабильностью? Цены внутри страны растут всегда, как мы видим из графика выше. Но нефтяники всегда в доле у чиновников и наоборот. 😊

Прикиньте аналогию на среднестатистического себя. Почему народ никогда не получает компенсации в виде отрицательных налогов? На новоязе «помощью государства» нагло называли всего-то отсрочку выплат, хотя падение уровня жизни населения с 2014-го официально признано даже первым лицом государства.

А тут? Они по закону (!) не имеют права остаться без прибыли, что  и подтверждает официальная статистика Роснефти или Газпрома. И это — на фоне целого букета льгот и вспомоществований со стороны бюджета РФ в их адрес. И лишь появление сверхприбыли у нефтяников приводит к тому, что с ними униженно договариваются чиновники (а не заставляют в обязательном порядке) поделиться немного с государством.

Но с начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпферного механизма, росла быстрее розничной (не должна превышать темпы инфляции), поэтому рентабельность АЗС сильно упала.

Вот же ж беда бедовая… Да, я знаю из первых рук о таком положении бензозаправок. Но АЗС — лишь малая часть полной производственной цепочки. И только они балансируют на грани себестоимости работы… Ну, и оптимизируйте ценообразование внутри цепочки, которая полностью принадлежит нефтегазовым монстрам и прибыльна всегда.

Посмотрим на проблему с другой стороны. Откуда взялась индикативная цена на бензин? Её установило правительство... Так что, про рыночность процессов и говорить забудьте. 😊

А почему же розница запаздывала? А потому что… Причин тому — масса, но и элементарный объём продаж в рознице сильно просел под «ковидлой». Кто ответит за проседание доходов нефтяников? Правильно: мы с вами. А уж навесить новоязной лапши народу на уши – умельцы найдутся…

Почему индикативная цена не должна превышать темпы инфляции? Это что за такой интересный рыночный показатель, который рулит формированием цены товара?

«Это (изменения, принятые на совещании 10 марта. — РБК) должно улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и создать условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции», — подчеркивается в сообщении на сайте правительства.

Они совсем «офанарели»? Не слышали о показателях чистой прибыли нефтегазовых монстров за последние годы? Куда им еще улучшаться на фоне всенародного падения уровня жизни? Какие условия надо создавать для изменения цен, если они, фактически, устанавливаются сговором чиновников и нефтяников? А уж про системность, а не выборочность, ручных решений даже и не заикаются в век IT. 

В 2018 году, после того как на топливном рынке взлетели цены, правительство сначала их заморозило, а затем запустило демпфирующий механизм для стабилизации доходов компаний и цен на АЗС.

Почему обыватель должен продираться сквозь тенденциозное враньё? Почему мы должны рассматривать ситуацию с 2018 года, если нефтегазовый сектор жиреет с 2000-го? Почему правительство должно стабилизировать доходы частных кампаний? Разве они сами не должны прогнозировать и учитывать возможность снижения сверхприбыли в обозримом будущем до просто прибыли? Разве они не должны нести ответственность вплоть до разорения или национализации за своё поведение?

Если бы простые россияне жили в такой искривлённой реальности, то нам бы вообще некогда было платить налоги. Мы бы постоянно вели переговоры с налоговиками и выпрашивали скидки по налогам. А в параллель выбивали налоговые льготы за поддержание наших штанов и требовали беспроцентных кредитов на подъем наших детей и поездки на отдых. Нам налоговая бы, покрутив у виска пальчиком, сказала: «потерял берега?» А нефтяникам — можно. И народ жуёт новоязную лапшу, не возмущаясь столь наглому у них на глазах «дербану» бюджета чиновниками и нефтяниками. 

В конце января 2021 года предправления «Газпром нефти» Александр Дюков предложил индексировать демпфер в пределах инфляции, а не на 5%, как сейчас предусмотрено демпферным механизмом.

А как вам моё предложение в пику Дюкову? Индексировать населению выплаты пенсии выше инфляции, а налоги выплачивать с понижающим коэффициентом? Думаю, что большинство поддержит. Добавим, что финансирование моей инициативы — из прибыли нефтяников и газовиков. 😊 А если им трудно, то пусть идут лесом или полем. А мы справимся с тяжёлой ношей добычи российских ресурсов и без их «эффективного», но крайне дорогостоящего менагерства… 

«Сквозная маржа (маржа от переработки нефти на НПЗ до сбыта нефтепродуктов. — РБК) постепенно начинает сжиматься.

Вы представляете? Часть прибыли в полной цепочке добычи и переработки снижается. Переводя на русский, зарплата у вас растёт, но медленнее. Какой ужас! У моей жены зарплата не росла с 2014-го. Слава чубайсам, разделившим полные производственные цепочки на кусочки, чтобы стало возможным выписывать подобные кренделя.

Дурной пример заразителен. А ручное регулирование способствует. Вот, и железнодорожники желают обеспечить маржу отдельно и на пригородных направлениях, и на дальних товарных перевозках. Не треснет? Ну, у нефтяников же не трескается, а почему должно у железнодорожников подобное случиться?

И другие кусочки сквозной нефтяной цепочки возбуждаются:

Правительству РФ предлагается создать рабочую группу для выработки нормативной и регуляторной основы, которая позволит сократить волатильность цен на полимеры и устранит зависимость от зарубежной конъюнктуры по аналогии с законами, регулирующими отпускные цены на топливо и социально значимые товары.

И я их понимаю: почему одним можно, а другим нельзя?

И крайне важен упомянутый в цитате момент, который не видят наши охранители в упор: зависимость от экспортной конъюнктуры вредит тем ,кто работает на внутреннем рынке. Так и будем в ручном режиме вытаскивать одних, пока проседают другие. И где тут рынок для регулирования? И как задействована системная оптимизация и долгосрочное планирование?

Зато чинуши всегда при деле. Расцветает поголовно коррупционное лоббирование, когда результатом трудов неправедных издержки остаются народу, а прибыль идёт в частный карман тех, кто допущен в круг переговорщиков. Стоит откинуть новояз и всплывает неприглядная реальность российской экономики во всей её красе… 

А ведь, оптимальное решение уже давно известно: сквозное государственное планирование с отсутствием частных интересов на уровне выше мелкого бизнеса.

Стоит начать распутывать клубок новояза, как выстраивается череда основополагающих проблем российского государства.

Окончание заметки каждый может «перевести» на русский самостоятельно. 😊 Я же укажу еще на парочку штрихов, которые выпадают из внимания во времени.

11.03.20 Глава Минэнерго Александр Новак сообщал, что цены на бензин в России стабильны и не превышают уровень инфляции. Он пояснил, что правительство еще в 2018 году создало инструмент, который способен сглаживать колебания на мировых рынках.

Запомнили, что сказал глава на новоязе? А вот что сказал через несколько дней президент.

17.03.20 … Владимир Путин отреагировал на рост цен на бензин в России во время совещания с членами кабинета министров в Кремле, передает корреспондент РБК.

«У нас летнее дизельное топливо выросло в цене незначительно, зимнее — чуть побольше, но тоже в рамках инфляции. А 92-й бензин за год вырос в цене на 10,44%. Как вы это оцениваете?» — обратился Путин к членам правительства.

Он отметил, что цены на нефть упали вдвое, а рост цен на бензин в два раза опередил инфляцию, и потребовал от профильных министерств установить контроль над ценами на нефтепродукты и держать стоимость бензина на прежнем уровне.

Занавес...

И механизм, вроде согласовали, а всё равно не даётся «эффективным» менагерам «каменный цветок». Вот, и президент «потребовал» и что с того? Пойдите в начало моей статейки. Выполнили кампании «требование» первого лица, нахмурившего на экране брови для наглядности? То-то и оно…

promo mmv13 december 25, 2017 13:45 3
Buy for 100 tokens
Материал Деда Сергеича о равноправии национальностей в мире подвиг меня опустить дискуссию на внутригосударственный уровень. В ООН один голос имеет и лимитроф с населением в миллион человек, и государство, в котором проживает на порядок больше граждан. Что же тогда говорить о…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened