mmv13

Category:

Чей поэт — Мицкевич? Трудно быть умным патриотом и легко глупым националистом.

литвин, великоросс, поляк, малоросс, еврей?
литвин, великоросс, поляк, малоросс, еврей?

Давайте посчитаем, сколько стран и народов могут использовать Мицкевича в корыстно патриотических целях пропаганды и гордиться им на вполне законных основаниях громко и вызывающе? 😊

По месту проживания на поэта претендуют: Россия, Белоруссия, Литва, Германия, Швейцария, Франция, Италия. Конечно же, есть и еврейская версия 😊 (был сыном обедневшего шляхтича и крещеной еврейки). Говорят, сам Адам по национальности относил себя к литвинам, хотя позднее исследователи ему в этом отказали.

Пушкин, знакомец Мицкевича, под словом «язык» подразумевал «народ» (...И назовет меня всяк сущий в ней язык). Значит, по языку творчества в число «наследников» зачисляются ещё поляки. Хотя в Речи Посполитой наш «польский» сочинитель виршей никогда не жил, в отличие от Российской империи, небо которой он коптил относительно долго и в захолустном Новогрудке, и в Вильно, и в столичном Петербурге, и даже в курортном Крыму.

Как же заинтересованные «патриоты» распутывают сложный клубок противоречий, присваивая поэта, эмигранта и революционера? Всё — просто: кому захотелось больше, тот его и пользует, разрубив «узелок» без сомнений и опуская неудобные детальки. 😊

К чему я вспомнил об этом достаточно неоднозначном историческом персонаже? Подробности его богатой биографии хорошо высвечивают спорность ярлыков, развешиваемых современной пропагандой, накаляющей отношения жителей блогосферы до конфронтации. 😊

Любой участник жарких политических баталий и в зомбоящике, и в печатных СМИ обязательно в качестве довода докатится до карты «патриотизма». И каждый оставляет только за собой право быть патриотом, забывая уточнить, что под этим подразумевается. А накал баталий – не шуточен и обвинение в недостатке любви к родине чревато серьёзными последствиями в эпоху, которую опять окрестили «холодной войной».

Оттолкнёмся от широко распространённого определения:

ПАТРИОТИЗМ (греч. patris — родина, отечество) — особое расположение, отношение, проявляемое человеком, социальной группой, населением к своей стране, своему народу, Родине, желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству.

Приложим его к означенному поэту. 😊 Какая страна для Мицкевича — своя? К какому народу относят его сегодня потомки и кем себя мнил он сам? О каком отечестве Адам хотел заботиться и какое место на земле считал отчим домом?

До 32 лет Мицкевич был гражданином Российской империи и вращался в достаточно высоких кругах её элиты. И не суть важно, перестал ли он им быть, будучи отправленным в эмиграцию. Но большую часть своей взрослой жизни исторический персонаж провёл во Франции. И совсем не ясно, за какие земли переживал в реальности поэт, если он умер в 1855 году в Константинополе, намереваясь организовать новый польский, а также еврейский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией...

Вам ничего не напоминает подсвеченная ситуация применительно к критикам современной РФ, отбывающим на дожитие за границу и издалека тревожащим своими воззрениями не окрепшие умы? Любовь к малой Родине, народу и к стране проживания – три большие разницы, как могли бы сказать в Одессе, где тоже засветился Мицкевич.

Мог ли он быть патриотом Белоруссии, которой даже и в проекте тогда не наличествовало? Вполне, если сионистов 19 века считают патриотами Израиля, появившегося на карте только в середине 20-го. Но никто не знает доподлинно, был бы он белорусским патриотом, если бы это было возможно при его жизни.

Наконец, не плохо бы уточнить, отличался ли тот польский/белорусский, на котором от строчил вирши, от того «литвинского», если таковой имелся, не говоря уже о том, как его язык соотносится с современными польском и белорусском?

Особенностью многих территорий Европы в те уже давние времена было проживание одних наций в городах (например, немцы — в Праге) и совсем других народов в их сельских окрестностях (например, литовцы жили вокруг Вильнюса, в котором большинство составляли поляки, евреи и русские). Можно ли, к примеру, жившего в Польше немца считать польским патриотом и наоборот? Сталин — патриот СССР или Грузии?

Желал ли поддержать Мицкевич то же, что и жители новогрудского уезда? Про противоречивость взглядов народов лоскутной Российской империи мне даже не удобно заикаться. Интересовала ли Адама вообще эта плоскость человеческих отношений? Смотрите, сколько возникает «простых» вопросов, на которые нет очевидных ответов…

Сделаем маленькое уточнение, которое повлечёт серьёзные последствия для анализа конкретных стран, людей и народов. Если при жизни одного человека он, никуда не переезжая, живёт в нескольких странах, то патриотом, какой из стран он должен быть?

Совершенно очевидно, что возникающий душевный раздрай делит людей одной страны на множество лагерей. И обязательно найдутся те, кто из своих низменных подленьких интересов, будет эксплуатировать чужое чистое чувство патриотизма.

Живёте вы, к примеру, в Локотской республике или в современной «независимой» Латвии. Может ли у вас возникнуть глубокое и честное чувство патриотизма к стране текущего проживания? Почему бы и нет (хотя про Локоток я упомянул для пущего гротеска и показательности 😊).

А другой человек, проведя большую часть жизни на одном месте, никуда не выезжая, задолго до вашего рождения вырастил свою любовь к стране своего рождения и воспитания. Это плохо или хорошо? Надо ли кричать и издеваться над ним законными (и не очень) методами, указывая на его опасность для молодой страны? Вопрос, конечно, интересный...

Вдруг сегодня какой-нибудь оппонент вызывающе агрессивно заявит, что мои родители умерли и любить их уже – не нужно, или, того хуже, преступно. Разумен ли он? Ведь родителей любят не только при их жизни.

Уясните: я никуда не уезжал с места своего рождения, которое и сегодня в моем паспорте обозначено, как СССР. Как мне быть патриотом капиталистического и уже поэтому не справедливого государства, если часть жизни прожита в стране, поступки которой по отношению к своим жителям я вполне могу сравнить с настоящим?

А потом меня «без меня женили»… Но я — патриот своей Родины, своего отечества и даже в тяжкую годину его не оставил… Мои «оппоненты» считают Солженицына, ненавидевшего СССР, хорошим человеком, хотя он предал вырастившее его отечество уже тем, что необоснованно поливал его грязью. Я подобного не совершал, но стал в чьих то глазах «поганцем», потому что не переобулся на лету, объявив себя патриотом олигархической, хромой и косой на нефтегазовый бок РФ. Где логика?

Некоторые «патриоты» России с упоением рассказывают, что их родители всю жизнь ненавидели СССР, где родились и неплохо проживали. И кем, по существу, на родине они являлись: засланными казачками или шпионами? И в чём заключается их «патриотизм»? Работники разведок утверждают: тому, кто предал однажды, нарушив присягу, — веры нет... Вспомним и сакраментальное: отвечает ли сын за отца?

Или надо смириться с тем, что прав всегда тот, кто сильнее, а, славя власть, приобщаешься к когорте патриотов автоматически? Тогда патриот обязан поддерживать власть, чтобы она не делала. А тот, кто корректно указывает на недостатки управления и устройства страны, — однозначно «иностранный агент», работающий на интересы противников отечества. Это мне напоминает охоту на ведьм в «самом демократическом» государстве мира. 😊

Вот видите, как «легко» давать оценку патриотичности каждого конкретного человека. Может, стоит это понятие оставить для настоящих войн и спрятать в своём сердце, а не махать им, как радужной тряпкой, окончательно запутавшись в уточнениях и допущениях?

Давайте, говоря о своей стране, обсуждать её конкретные качества и характеристики, не боясь вещи называть своими именами. Страх – плохое состояние, которое не способствует умному, честному и полезному обсуждению. А пустопорожнее славословие и пиар мелких надуманных успехов — только вредят нашей Родине.

Недаром один патриот России, успешно трудившийся в СССР, не обделённый там заслугами и достатком, закончивший свою жизнь в Париже, писал:

«Каждый раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за!»

Я немного перефразирую: Каждый раз мы орали по-разному, но не «против», конечно, а «за»…

promo mmv13 december 25, 2017 13:45 3
Buy for 100 tokens
Материал Деда Сергеича о равноправии национальностей в мире подвиг меня опустить дискуссию на внутригосударственный уровень. В ООН один голос имеет и лимитроф с населением в миллион человек, и государство, в котором проживает на порядок больше граждан. Что же тогда говорить о…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened