mmv13 (mmv13) wrote,
mmv13
mmv13

Category:

Студенческая юность. 70-е (воспоминания 1).



Все это нам было недоступно.

Начало можно найти здесь

Музыка. Итак, мы расстались недалеко от совхозных полей за Окой, где летним вечером мальчишки и девчонки танцуют под то, что, по словам современных толкователей прошлого, им было совсем не доступно. За что они могли быть наказаны «душителями свободы и ростков настоящего искусства». 😊 Каких откровений не услышишь от «господ» Диброва и Веллера на канале «Ностальгия» в передаче "Рожденные в СССР". В их «правде», советскому народу было тяжело припасть к живительной струе западного рока и попсы. Когда я был молодым и не опытным юношей, мне казалось приблизительно так же. 😊 Но:

У того, кто в молодости не был революционером, — нет сердца.

У того, кто в зрелости не стал консерватором, — нет мозгов.

Сегодня я понимаю, что западный рок – совсем и не столь живителен, потому как «взалкал» его достаточно. Он в большинстве своем - и не образчик высочайшего музыкального мастерства. Заботливое государство для развития, а не оглупления, своей паствы, должно подсовывать на видное место только лучшее. Остальное любопытный несмышлёныш найдёт сам, как ребёнок - спрятанные вредные сладости или спички. И в СССР каждый желающий без особых усилий обнаруживал дорогу к "запретным плодам"... Западный рок, как и голливудское кино, – скорее, легковесный, призывно пахнущий, но вредный коммерческий поток. Он захлестнёт доступно и навязчиво, призывно и незаметно смоет национальную культуру и мораль. В «навозной куче», я подтверждаю, покопавшись и отравившись, можно иногда обнаружить и «необработанные алмазы». 😊

Сегодня же только слепой не видит, что пустоту и низменность быстренько освоили наши попсовики, ровняясь отнюдь не на самые лучшие образчики западной музыки. По сцене бегают вечно молодые исполнители, сверкая стекляшками и привлекая внимание броской раскраской, как дамы легкого поведения. "Танцуй, пока молодой, мальчик..." — стучит в висках. А подразумевается: "после нас, хоть потоп" или что-то в стиле басни "Стрекоза и муравей".

Про наш рок в музыкальном смысле и сказать нечего. Отравившись свалившейся на него "свободой", он, скорее, сдох. Хотя его "маститые" отцы, влачат вполне себе и не бедное, но жалкое в профессиональном смысле, существование…

Я же, наткнувшись в телепередаче на беспардонное искажение реалий моей молодости, дозвонился в прямой эфир канала "Ностальгия" и привёл некоторые подробности, которым ведущим нечего было возразить. Замечание, что в моем институте западную музыку слушал каждый первый безо всяких на то усилий, несколько смутило Веллера. Он явно не привык сталкиваться с доказательными опровержениями его фантазий. Но ситуацию спас Дибров, задав отвлекающий от сути вопрос. Естественно, «неправильное» мнение далее никто не собирался доносить до слушателей и меня вывели из эфира от греха подальше, сказав, что звонок сорвался.

Вернусь в середину 70-х. Лучшая музыка в последних школьных классах ассоциировалась в первую очередь с ВИА "Песняры" и "Цветы". Но были и "Для меня нет тебя прекрасней", и "Как прекрасен этот мир, посмотри". Отдельные песни разных исполнителей записывали в "сборки" с радио и ТВ на уже появившиеся «бабинные» магнитофоны. С магнитофона на магнитофон копировали и западные записи ("Шизгару" давай!). Их авторов толком у нас на периферии никто не знал. Особо увлеченные откапывали, что звучит песня "Venus" группы Shocking Blue. Отлично помню, как на переносном «маге» у знакомого услышал первый раз Демиса Руссоса и Певцов Леса Хамфри, оставивших неизгладимое впечатление, не выветрившееся даже сквозь вереницу лет. Передачи Севы Новгородцева с BBC глушили, глушили "неумехи" КГБшники, но не заглушили. 😊

В те времена я бывал в деревне каждый год. Из соседских окон к моему пренебрежительному юному удивлению доносились частушки, народные песни из передачи «Пой, гармонь» и официальная наша и зарубежная попса (Карел Гот и исполнители из стран соцлагеря). Не сильно отличались музыкальные предпочтения старшего поколения и в городах, где слушали и распевали продукцию "Поющих гитар", Лещенко, и Кобзона.

Позднее, выступая в Лениногорске с студенческим ВИА, я нашел лишь подтверждение школьным наблюдениям, услышав просьбу исполнить «Барыню» на танцах, вместо Slade. Но "московским артистам" (так воспринимали нашу группу) было, таки, предложено остаться на лето и играть на танцах. 😊 Так что, большинство жителей страны с превеликим удовольствием заполняли стадионы на концертах Пугачевой и "Самоцветов", слушали магнитофонного Высоцкого и бардов. А достать билеты на концерт "Цветов" в подмосковном городе было очень непростой задачей.

Важно помнить, что "официальные" певцы и музыканты советского «застоя» в подавляющем большинстве обладали явно выраженными музыкальными голосами и исполнительским мастерством. Послушайте хотя бы Ободзинского в «Золоте Маккены». Люди, которые не могут попасть в ноты в живую (Варум, младший Маликов и бесконечные смазливые девицы), просто не могли появиться тогда на сцене, потому что уровень, определенное качество продукта никто не отменял в угоду деньгам и низменным вкусам.

Проблема у наших рокеров при переходе в "профи" возникала не за их оппозиционные тексты и манеру подачи звука, а из-за недостаточного исполнительского мастерства, о чем открыто пишет разговорчивый Подгородецкий в своей книге.
Я был в ДК МАИ на прослушивании группы "Воскресенье" профессиональной комиссией. Исполнялись многие известные песни. Прошел слух, что их не допустили, хотя смотрелось все достаточно пристойно и без рок - эпатажа...
А что же публика? А публике на танцах не очень важно, какого качества гремит "музон", в чем я неоднократно убеждался, играя в ансамбле. Толпа входила в раж лишь от того, что наш соло гитарист дергал рычаг "вибратто". И зал отзывался слаженным ревом, заходясь в восторге.

Так что, молодые, как и везде и во все времена, хотели нового, громкого, экспрессивного, эпатажного, необычного, будоражащего. Это соответствует состоянию и возрасту их организмов. А мода на западное истекала и распространялась из мегаполисов к периферии, подкрепляясь обычной человеческой любознательностью. Запрет (точнее - отсутствие популяризации со стороны государства) этого "плода" делала его для молодых еще притягательнее. Да, и сама жизнь, ускоряясь на глазах, более соответствовала резкой ритмичной жесткой электромузыке, чем неторопливым мелодичным руладам родителей, выросшим из 19 века.

Нас, тинэйджеров, коробила зажатость и застёгнутость сценического поведения и строгость манеры исполнения, которые нивелировали звучание бравурного марша, детской песенки и танцевальных ритмов. Скажите, как отрываться и расслабляться, будучи при галстуке и в тройке? Можно только чинно подрагивать и ритмично двигать ручками, боясь пропотеть. 😊

Но исполнительское мастерство советских профессионалов однозначно превосходило подавляющее большинство наших рокеров. Последние, зачастую, не имели за душой даже музыкальной школы. Отсутствие голоса даже не пытались заменить его владением. Недаром у Макаревича в числе любимых - безголосый Вертинский. А если какой-нибудь группе "Браво" надо было "забацать" сложный  гитарный "соляк", то привлекали джаз гитариста Бойко. 😊 Кстати, сессионные музыканты и на Западе активно используются и не только для записи альбомов.

Поступив в МИФИ, я тут же жадно окунулся в самые модные тогда музыкальные течения, свойственные и нашей и зарубежной рок-музыке.

Но только по прошествии многих лет понял, почему отец не разделял моих восторгов по поводу Deep Purple и Uriah Heep. С возрастом громкий звук начинает раздражать, что я и обнаружил относительно недавно, делая сборки из своих любимых композиций. А молодым громкость очень часто подменяет умение и качество. Для нас же тогда новизна музыкальной агрессивной экспрессии затмевала всё остальное. Наши то звучали вяло и зажато в сравнении с западными раскрепощёнными группами. Особенно, если у группы был лидер с сильным харАктерным голосом и присутствовало исполнительское мастерство.

Показательно: нет сегодня команд, сравнимых с лучшими западными рок-группами 70-х и там у них и здесь у нас. И это при полной свободе самовыражения, которая, ориентируясь на невысокие запросы толпы, всё ниже опускает планку, заменяя музыку рэпом и простейшим ритмом. В 70-е рок тянулся к сложности джаза и классики, увлекая за собой и своих поклонников. Сегодня ориентри - уровень треньканья в городской подворотне.

Во времена моей молодости профессиональные группы достаточно активно пропагандировали западный рок, вкрапляя его композиции в свои концерты. Помню, в ДК "Москворечье" выступал "Аракс". С удивлением мы услышали чуть ли не целое отделение западных композиций. Уже тогда я понял, что экспрессия и громкость – это самое легкое и доступное, что можно воспроизвести для публики. Но самые сложные вещи лучших западных групп нашим особенно не давались…

А то, что люди все равно ощущают настоящее искусство и тянутся к нему, подтверждает такой случай. Кто-то принес в институтскую общагу послушать "родной двойник" (!) рок оперы "Иисус Христос суперзвезда". Написана она была в 1970 году Эндрю Ллойд Уэббером и Тимом Райсом. "Родной" — значило тогда пластинку, даже не перепечатку вторичными фирмами, а "двойник" - два альбома по 40 минут.

Общага МИФИ в те времена состояла из пяти корпусов. В студгородке было четыре здания по пять этажей. Сегодня общагу сносят и потому я немного опишу её тогдашнее состояние. Рядом с жилыми корпусами была асфальтированная спортивная площадка и банный блок. На первом этаже каждого жилого корпуса были буфет, "читалка", где можно было заниматься, и клубное помещение, где устраивались танцы. Там же регулярно проходили концерты групп типа "Сломанный воздух", "Вежливый отказ" или "Машина времени", выступали поэты и известные барды. А выше жилые этажи состояли из комнат на три человека, располагавшихся с двух сторон вдоль сквозного коридора с кухней посерёдке, заканчивавшегося умывалками и туалетами. В комнате имелись три кровати, стол, несколько секций-шкафов и полки. Условия в других институтах для студиозусов были и лучше, и хуже. Я ухитрился провести большинство семестров четвёртым в комнате на положении приживалки. 😊 Но молодость, интересная, насыщенная жизнь, интеллектуально развитые добрые друзья позволяют мне и сегодня считать то время - фантастически счастливым. Хотя среди моих знакомых найдутся и те, кому институское время отнюдь не кажется райским.

Так вот, в одной из комнат мы устроились с товарищами. Врубили на полную мощь Вегу 101 и с телячим восторгом прослушали два диска рок-оперы, не отрываясь. Сидим под впечатлением. В дверь стучат: "Мужики, что это было? Можно послушать?" Оказывается, народ во время нашего "концерта" ходил мимо двери и даже стучался, но мы ничего не слышали. Естественно, стоящие "пласты" никто не известно кому тогда не давал. Один диск тянул 50-60 рублей.

Поэтому в комнату принесли стулья дополнительно, сделав "амфитеатр". И все с удовольствием прослушали еще раз оперу вместе с новыми почитателями. Хорошая музыка тянет к себе всех. Знаю, что и в СССР были сделаны попытки на русском записать эту оперу нашими исполнителями. Но для меня классический "двойник", творения Вебера и Райса с Гилланом - лучший.
Для понимания атмосферы жизни в общаге - еще один случай. У нас в комнате "орет" музыка. Через некоторое время в паузе между песнями слышен стук в дверь. Открываю. На пороге - институтские преподаватели, дежурящие в общежитии. Они пытаются пристыдить за чрезмерную громкость. Предлагаю спросить у соседей, мешаем ли мы им. К большому удивлению соседи предлагали сделать погромче... 😊

Мимо некоторых студенчество пролетело, как неинтересный пейзаж за окном. Для меня это – сладкий период моей жизни. Давно ищу, в чём причина? Если коротко, то ответ таков: достаточно беззаботная, свободная и интересная жизнь в общении с очень разными, умными, развитыми и не тривиальными людьми. Очень плотный для того времени поток не всем доступной (особенно на периферии) информации. Тогда интернета не было! Только в самом институте регулярно проходили просмотры не доступных для всех фильмов, встречи с Стругацкими и выступления Градского, Егорова и Гафта. Рядом со скибатроном (электронная доска объявлений) вывешены анонсы лекций, посвященных самым спорным и передовым концепциям науки и философии. В фильме "Овечка Долли была злая и рано умерла" можно увидеть это место. В общаге жизнь била ключом. В газете МК тогда рассказали о первом в Москве музыкально-литературном клубе, открывшемся в общежитии МИФИ. Такие были при каждом корпусе с массой отделений по интересам. В таких условиях учиться было непросто. Ведь еще никто не отменял девчонок и спорт. 😊

А общежитие дарит «на одну ночь» возможность прочесть еще и не изданного на русском "Хоббита" или не сильно распространенных произведений Булгакова и запретных «Москва-Петушки». Читали и Бродского в перепечатках и много из того, к чему "не было" доступа… Так протекал досуг технаря-мифиста, если он стремился к гармоничному развитию. Никто в общаге не шманал и не отбирал запретной литературы. Лишь бы было желание узнавать новое. А те, кому до Бродского или Толкиена было, как до лампады, — спокойно проходили мимо них и отправлялись "в Москву". Так мы называли походы в театры и на выставки. 😊  В пору нашей молодости МИФИ оплачивал аренду футбольного манежа ЦСКА, где сборная института тренировалась зимой. В клубах каждого общежития имелись музыкальные комплексы и аппаратура.

А сейчас? Студенты не имеют стипендии, на которую можно прожить. Они вынужденно подрабатывают. На это уходит время, которое мы тратили на развитие, развлечения и человеческое общение.

При оценках не более двух троек в сессию в МИФИ была стипендия 55 рублей. Каждый, кто «отстреливал» сессию с одной четверкой и пятёрками, получал дополнительно 15%. Отличники – 25%. Профсоюз на достаточно регулярной основе подкидывал талоны на обед в институтской столовой. Самый дешевый обед из трех блюд в ней стоил 45 коп. В торговом центре по пути из института в общагу котлетка-полуфабрикат стоила от 8 копеек, а килограмм картошки - 10. Правда, чтобы наесться, надо было из двух котлет сделать одну, а треть пакета картошки могла уйти в отвал из-за гнили. Но идея цены проживания вам понятна, если батон хорошего настоящего хлеба стоил 13 копеек.

Можно было при желании месяц провести в профилактории. Это корпус санаторного типа рядом с общагой и многоразовым питанием на убой. Летом, кто хотел, отправлялись рублей менее чем за 20 на смену в СОЛ «Волга». Зимой - в средмашевские дома отдыха под Москвой. Если студенту хотя бы немного помогали родители (мне давали на питание еще 15 рублей, а некоторым – до 100), то жизнь в общаге, которая обходилась около 3 рублей, превращалась в сказку без конца. Только надо было миновать сессию. А некоторые, не желая заканчивать институт даже устраивали фиктивный «академ». 😊 Был у меня знакомый, который умел температуру поднимать. Лег в больницу и, таки, пролежал там положенное время, чтобы "учиться" в институте еще год.

В первый год я попал в вокально инструментальный ансамбль (ВИА), который собрали более старшие ребята. Меня познакомили с преферансом, отголосками дедовщины и «пластами» рок-групп. Интерес к западной музыке столкнул с многими, кто приторговывал фирменными виниловыми дисками, стоившими от 25 рублей до 100 в зависимости от состояния, качества фирмы выпуска. Естественно, в институте была толкучка дисков, которую периодически слегка шманали оперотрядники. Была такая организация, чем-то отличавшаяся от добровольной народной дружины (ДНД). Чем – уже не помню, хотя позже в ней состоял. 😊

Но при этом на танцах мы исполняли и Queen и Карела Гота, и Deep Purple и «В городском саду играет духовой оркестр»…

В МИФИ проводились конкурсы ВИА. На одном из них председательствовал  А. Козлов, известный джаз-рок музыкант из группы «Арсенал». Наш ВИА отличился исполнением Баха в рок аранжировке.

А уже года с 76го во всех корпусах танцы сменились дискотеками, на которых звучала только западная музыка...
И опять мы упираемся в проблему «крикливости» меньшинства, которому всегда дают сегодня слово. У молодых создаётся ощущение, что в СССР все было именно так, как рассказывают либералы и антисоветчики, оккупировавшие трибуну. На самом деле увлечение Западом не касалось большинства населения, которое вполне себе удовлетворялось своими песнями, своей одеждой и своими примочками. Смотрите, что народ сегодня слушает, когда музыкальных ограничений нет? И это - отнюдь не западный рок.

Скорее обыватели смотрели на чрезмерных модников или любителей западной музыки, как на слегка сдвинутых чудиков. Недаром, когда вышли диски Пугачевой «Женщина, которая поет» и Тухманова «По волнам моей памяти», когда появились антоновские песни «Мечта», «Снова месяц взошел на трон», то они звучали отовсюду и в общаге. И только меломаны угорали от шумевших в те времена "Queen" или "Pink Floyd". Завершая музыкальные воспоминаний расскажу детективно-партийную историю, приключившуюся у нас в общаге.

С тыльной стороны корпуса стояли мусорные баки (там, где стрелочка 😊).


Наша тяжелая институтская юность.

Кто-то случайно увидел рядом с баками прикрытую тряпками музыкальную аппаратуру. Устроили засаду. Попался студент, один из партийных боссов. Дело решили не раздувать. Парня выставили из партии и выгнали из института. А аппаратуру из клуба нашего корпуса вернули на место.


"Скрываясь от КГБ", пародируем одну обложку западного диска.

Обратите внимание на вот эту старую фотку, где пародируется обложка западной пластинки. Разве это не доказывает, что мы тогда не могли слушать западный рок? 😊

Мой товарищ (Володька, царствие ему…), с которым играли в футбол, был после армии и подготовительного отделения назначен комсоргом потока. Институт состоял из факультетов "А", "К", "Т" и "Ф". Каждый факультет делился на два потока и несколько групп по 20-30 человек в каждой.

На первом курсе все студенческие должности официального характера старались распределить среди бывших армейцев, подразумевая, что они – старше, серьезнее и дисциплинированнее. Эти ребята были уже хоть немного, но знакомы институтской администрации по подготовительному отделению, на которое и попадали из армии те, кто хотел учиться в МИФИ. А Володя подбирал людей уже по своим предпочтениям и предложил мне: давай попробуем наладить живые реальные дела, а не заниматься пропагандистской ерундой, чтобы отсечь политиканов и коньюнктурщиков. Поднимай спорт на потоке, а не бумажки перекладывай. Я согласился с детско-юношеским идеализмом и задором. Идеализм и задор, напоровшись на пару-тройку заседаний поточного бюро, сдулись у меня и Володи, как проколотая камера. Другие члены бюро шли, наверное, с другими целями и задачами или были покрепче характером. Недаром одна дама сегодня добралась до Госдумы и руководства Общественного Фронта и мелькает периодически в зомбоящике.

Активисты, с которыми я столкнулся, в большинстве своем говорили на каком-то другом формально-газетном не очень доступном мне языке. Установить взаимопонимания с теми, кто видел общественную работу, как лестницу для роста, мне не удалось. Хотя допускаю, что всему виной было мое неумение и нежелание заниматься оргработой, как её понимал институтский комсомол. Так что, вскоре я «забил» на свою комсомольскую нагрузку…

Прошел год. Всех зазвали на комсомольское поточное собрание, которое специально устраивалось между общими лекциями, чтобы никто не разбежался. Сидим мы с товарищами на галерке и о чем-то «трём», как сегодня говорят. Вдруг мне предлагают прислушаться: склоняют всуе мою фамилию. Оказывается, работу спорторга оценили неудовлетворительно и вывели меня из поточного бюро. Вот и вся "репрессия" за почти годовое манкирование комсомольскими делами. С тех пор я больше не выдвигался на передовые рубежи комсомольской работы, ограничиваясь, как и большинство, нагрузкой для «галочки».

Общественные нагрузки надо было иметь обязательно. Студенты «мужеска пола», не имевшие серьёзных, выбирали формальную между ДНД и оперотрядом. Добровольная народная дружина с сотрудниками милиции (или без) патрулировала улицы. Я выбрал «отряд», потому что он охранял порядок на интересных культурных мероприятиях в институте с приглашением известных гуманитариев. Подумалось, попадать туда – хороший бонус к осмотру чердаков института на предмет, нет ли там свидетельств каких-то противоправных сборищ. И это - точно интереснее, чем просто дежурить на улицах дружинником.

Помню формальные и с минимальной потерей времени комсомольские собрания в моей учебной группе. Актив группы: комсорг, староста и профорг старались собирать народ только в привязке ко времени занятий, объединив поводы, выплывавшие периодически по профсоюзной, административной или комсомольской линиям. Так что, тяжесть давления партии на наши критиканствующие умы совсем не была обременительной. Вот, к примеру, я никогда не был на майской и ноябрьской демонстрациях в Москве, хотя народ как-то отбирали на подобные мероприятия. Зато один раз встречал какого-то официального зарубежного деятеля в рядах, махающих флажками дружбы.

Продолжение следует…

Tags: 70-е, Комсомол, Школа в СССР, институт СССР, история, манипуляции в истории, народ не знающий своего, образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo mmv13 december 25, 2017 13:45 3
Buy for 100 tokens
Материал Деда Сергеича о равноправии национальностей в мире подвиг меня опустить дискуссию на внутригосударственный уровень. В ООН один голос имеет и лимитроф с населением в миллион человек, и государство, в котором проживает на порядок больше граждан. Что же тогда говорить о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments