mmv13

Categories:

Как я был пионером и комсомольцем (воспоминания 70х).

Школа.

Говоря «общеизвестно», часто подразумевают, что никаких доказательств утверждению не требуется. Услышав подобное от облечённого регалиями человека, даже возразить ему становится неудобно.

Кто сегодня помнит, что жизненный уклад в советской Бухаре заметно отличался от такового в Рязани? Многие окраины СССР и отвалились, чтобы установить свои правила, отличные от насаждаемых центром. Поэтому примеры коррупции в УзССР надо скорее называть узбекской коррупцией, а не советской. Тогда мы не уподобимся американцам, называющим всех мафиозных выходцев из Союза «русскими». 

Ещё одна проблема: сегодня жизнь СССР пытаются анализировать с позиции современных представлений, забывая на сколько они сильно изменились под воздействием времени и «революции» 90-х… Для понимания и сравнения откиньте 30 лет от 1941 года и оцените перемены за тот же срок. В конце концов, о серьезных различиях «русского» и «окраинного» национальных укладов можно догадаться, глядя на гастарбайтеров или на то, как в едином порыве посетители стадиона «Ахмат» в Грозном легко управляются в мегафон лицом, похожим на президента Чечни…

Но, меня опять куда-то в сторону понесло от намеченной темы. Поневоле согласишься с не раз встречавшимся в литературе тезисом, что фабула и поток сознания рулят автором, а не наоборот. Вернусь к личным воспоминаниям. 😊

Среди моих друзей и товарищей — много нацменов. И у меня нет никакого пренебрежения или предвзятости к любой национальности. Более того, хитросплетения и сложности национальной темы заинтересовали меня отнюдь не в юности.

А в 60-е годы прошлого века в подмосковной школе национальность моих одноклассников никогда не всплывала даже в разговорах. И я немного удивился разнообразию фамилий и физиономий, разглядывая лет через 30 после окончания учебы выпускную фотографию класса. Конечно, человек «советский» еще не сложился даже на рубеже развала СССР. Но движение в этом направлении шло целенаправленно и постоянно. Те, кто хотел становиться «советскими», ими постепенно становились.

Но жизнь развела многих по отдельным квартирам. Чтобы понадёжнее разрушить зарождавшееся единство сегодня «общеизвестным» делают лишь личные воспоминания и оценки, окрашивающие картину советской эпохи «хмурыми» красками репрессий и «гладов».

Если же добавить объективности, то картина прошлого станет и поучительной и полезной для сравнения с настоящим. А советское мздоимство смехотворно сдуется на фоне современных достижений. Потому что невозможно даже поставить рядом дачи и привилегии госаппарата СССР с дворцами и яхтами представителей российской элиты. Аристократия — снова возрождается! Возвратились дарованные одной нашей царицей «дворянские вольности», освобождавшие элиту от обязательной службы стране в обмен на пользование поместьями.

Чтобы реалии советского времени, противоречащие грязным современным манипуляциям, не стерлись, такие, как я, вынужденно предлагают свои косноязычные воспоминания о СССР, чтобы добавить положительных красок в палитру.

В годы застоя в процессе ускорения предпраздничного строительства мог уйти в пучину болот Тюмени дорогущий, купленный за валюту экскаватор "катерпиллер". И его списывали: мол, — условия… Но, чтобы «исчезло» несколько десятков километров «построенного» газопровода с инфраструктурой под столичным Питером? 😊

На бумаге «собирались» многие тонны хлопка где-то на узбекской периферии. Приписчики даже получали медальки и некоторое количество рублей, которые, всё равно, тратились только на просторах нашей страны. Но чтобы увеличить смету в несколько раз, не пострадать за это и даже вывести огромные средства за границу к радости наших партнёров- конкурентов? Это – извините за выражение, абсурд.

Расскажу очень показательный эпизод из жизни советской элиты застойного периода СССР. Один первый секретарь горкома получил садовый участок в  шесть соток. Каково, Карл?! И провел к обычному садовому товариществу дорогу к радости простых и многочисленных соседей. За столь вопиющее использование служебного положения в личных (да, да!) целях секретарь был снят и серьезно понижен. Вот это, доложу я вам, — репрессии во всей своей красе! На городском собрании лишь немногие (и в их числе моя мама) набрались смелости подойти и поздороваться с бывшим фактическим главой города, в одночасье по его меркам ставшим никем...

Но давайте, всё таки, доберёмся, наконец, до личных эпизодов, чтобы вы оценили, как по мне «прокатилась» официальная пропагандистская машина колесами пионерии и комсомола. Я не считаю, что давление — это всегда плохо. Атмосферный столб давит на нас? И государство создаёт некоторое «давление» на своих граждан. Вопрос только в разумности и величине, которые можно и нужно обсуждать и сравнивать.

В 7-м классе я был пионером, как и все школьники. Мы носили красный галстук. Помню, что у меня он был несколько измазан шариковой ручкой и не смотрелся парадно. Скорее, — наоборот. Я его часто жевал, размышляя на уроках. 😊

Какая тогда была общественная «нагрузка» у пионеров, кроме совместных походов по сбору металлолома и макулатуры, мне припомнить не удается. Может, от того, что у меня уже – склероз, может, от того, что я никогда не стремился к общественной работе. А может, от того, что какого-то чрезмерного давления со стороны пионерской организации я не испытывал. Ведь активное занятие спортом в школе отложилось в памяти вполне, как и участие в школьных концертах. А тогда такие нагрузки приветствовались и делали школьника «общественником» в достаточном количестве.

Конечно, нам объясняли, что должен делать хороший пионер для страны и школы, уважая друзей и старших. Конечно, были какие-то линейки и собрания, посвященные официальным праздникам (дню пионерии, например). Есть ли подобное сейчас? Не знаю, но, думаю, — есть. Только сменились поводы к официальным мероприятиям и теперь празднуют День народного единства 4-го ноября, а не День Великой Октябрьской Социалистической Революции 7-го.

Что правильнее: праздновать событие, фактически придуманное в глубине веков в пику коммунистам, или рождение первого в мире социалистического государства, пусть и почившего в Бозе, но эпохально повлиявшего на нашу планету? Выбирайте сами. Я, ко всему прочему, знаю, что многие христианские праздники дублируют языческие, что вполне логично, если предположить неслучайность подобного. 😊

Для молодых я честно постараюсь припомнить «непереносимое давление» государственной пропаганды в СССР на неокрепшие детские умы посредством пионерской организации. Это отнюдь не просто.

В памяти с трудом всплывает слово «пионервожатый». Была такая должность в школе и в пионерлагерях. Но каких-то раздражавших и потому врезавшихся в память акций со стороны пионерской организации в школе не вспоминается. Была даже газета «Пионерская правда» и я её читал...

А в жизни меня интересовал спорт, девчонки, книги и музыка. Книги читали почти все и достаточно много. Еще будучи классе в 5-6м, наша кампашка товарищей ходила к Величкиным. Даже фамилию помню, хотя ни родители ни мы с ними близко знакомы не были, а просто соседствовали по подъезду. У них был неплохой набор подписок детской литературы, которую мы сообща поглощали. Прочитав их собрания сочинений, мы стали окучивать библиотеку, до которой добирались через полгорода. В свободное от книг и учебы время нами распоряжались спорт и двор. Кто-то класса с 7-го уже гулял с девчонками. Но во дворе двухэтажных 16-квартирных домов мы сами строили и заливали хоккейную площадку и теннисный стол, воруя доски с соседних строек. 

Получается, что каждый выбирал, какому «давлению» в государстве поддаться? Я поддавался спортивному и музыкальному, выступая на соревнованиях за школу по разным видам спорта и на концертах с песенными номерами. И это «давление» соответствовало моим увлечениям, достигая государственных целей, не сильно раздражая меня, раз не запомнилось.

Сейчас все, кому не лень, клеймят советские методы работы с детьми и подростками за их «кондовость» и «поголовность». А современное государство потихоньку воспроизводит что-то подобное, создавая организации при партиях, отвечающие за работу с подростками. «Креативно» меняется цвет галстуков и названия руководителей и подразделений. Вы думаете, такая, вот, терминология и методология, пришедшая от наших зарубежных «партнеров» – лучше советской:

Волчата - младшая ветвь скаутского движения (7 - 11 лет). Название было придумано основателем скаутского движения Робертом Баден Пауэлом. В 1916 году он написал учебник для волчат "The Wolf Cub's Handbook" основываясь на сюжетах из "Книги джунглей" Редьярда Киплинга… 

В отличии от скаутов, у волчат всего два закона: 1. Волчонок слушается старого волка. 2 Волчонок всегда бодр.

Если честно, то я немного опешил, прочитав подобные правила, предлагаемые современными воспитателями подрастающего поколения своим «поциентам» на сайте «скауты-столицы рф».

Во времена моего детства в ходу была военная терминология. Если про сельское хозяйство, то – «битва за урожай». Если про пионерские организации, то школа – дружина, а класс - отряд. И лидеры "обзывались" по-военному (командир звена или отряда).

Но и Великая Отечественная Война буквально дышала из только что ушедшего позавчера живыми свидетелями, фильмами и совсем еще реальными прямыми последствиями в виде болеющих инвалидов, совсем еще и не стариков.

На улице моего подмосковного города легко можно было встретить конную повозку с полутороногим «дяденькой», который менял различную домашнюю рухлядь на пугачи, пистоны и другие незатейливые детские игрушки. А ветераны войны отнюдь не пенсионного возраста в праздничные дни, гордо сверкали, не стесняясь, «иконостасами» орденов и медалей. И их было много даже в одном дворе. И они детворе рассказывали, подвыпив, какие-то военные истории, создавая прямую связь с тем лихолетьем чуть лучше, чем на официальных встречах в школах, которые тоже были, но только раздражали чутких на фальшь школьников, за версту чувствующих постановочную кондовость пропагандистской работы. Но военное отношение к мирному труду всем было привычно.

И, хотя мы тогда не думали о скаутах, как предшественниках пионеров, советское руководство построило воспитание подрастающего поколения на лучших примерах предыдущих «скаутских» организаций. И единственно что хотелось бы напомнить сегодняшним «воспитателям»: не воспитывать - хуже, чем воспитывать. Отсутствие стержня в мировоззрении обязательно аукнется, если, конечно, стержнем не считать эгоизм примата личности, на котором вряд ли патриотизм глубоко приживется. Так что, страна должна работать с подрастающим поколением не только методами детских отделов полиции и трансляцией по зомбоящику прозападной рекламы, неявно противопоставляющей детей и родителей.

Фу, какое отвратительное слово «полиция» для тех, кто помнит, кто такой полицай в фильмах нашего детства… 

Так и хочется спросить: какова цель у нашей власти в таком переименовании? Ну, ладно, - замнем для ясности…

Вернемся в советское детство. Вот, в пионерлагере безо всякого принуждения некоторые, и я в том числе, стремились попасть в знаменную группу, где были горнисты и барабанщики. Было прикольно научиться красиво и качественно барабанить разные партии. Мне очень нравилось, как работали барабанщики в фильме «Чапаев» в психической атаке у каппелевцев. Привлекали пацанов и погоны с лычками за количество лагерных смен в знаменной группе. Многие не один год и не на одну смену приезжали в этот пионерлагерь от завода, на котором работал кто-то из родителей. Смена, кмк, длилась около трех недель. Многие получали путевки бесплатно или с большими скидками, что делало для родителей отправку чад в пионерлагерь даже привлекательным во многих отношениях, начиная от «отдохнуть от них морально», кончая «накормить и оздоровить, практически, бесплатно». Недаром тогда обязательно измеряли вес при приезде и перед отъездом.

Можно ли влияние знаменной группы назвать влиянием пионерской организации? Наверно. Хотя, скорее, это влияние того горбуна, который с любовью и умением гонял нас по лесным дорожкам на тренировках, сам передвигаясь на тарахтящей «инвалидке», забавном детище Серпуховского мотозавода.

Инвалидка-мотокаляска
Инвалидка-мотокаляска

И ведь, никто нас не принуждал, но мы много тренировались, что бы к приезду родителей показать настоящее умение…

А, вот, чем-то другим, давящим, мне пионерская организация больше не вспоминается. Хотя, думаю, я был совершенно обычным рядовым пионером и не занимал никаких должностей ни на уровне класса, ни на уровне школы, тем более. Кружки еще вспоминаются в пионерлагерях от танцевальных до выжигания по дереву, которые бесплатно давали новые умения.

Но в первых числах апреля, «помню, как щас», стало известно, что на следующей неделе лучшие и заслужОнные пионеры школы пойдут в городской кинотеатр на торжественный прием в комсомол с отрывом от занятий. Для меня важно было то, что в этот день список уроков включал русский, литературу, алгебру, геометрию и физику.

Уроков тогда в день доходило до шести. Занятия в школе делились на смены. В середине 60х было аж три смены, занятия в третьей начинались в 3 часа дня. Потом было только две.

Ну, какой нормальный ученик не попробует прогулять такие тяжелейшие «испытания»? Я вполне имел право попасть на этот «праздник неучебы», потому как был отличником, принимал участие в разных школьных концертах и выступал за школу на соревнованиях по нескольким спортивным дисциплинам. Но у меня имелся один маленький недостаток: мне еще не исполнилось, хотя и совсем немного, 14 лет. А в комсомол, как мне помнится, принимали только четырнадцатилетних. И все-таки, я как-то уговорил присоединить меня к числу тех достойных, кого премировали «революционными шароварами» принятием в комсомольцы на городском уровне. Процедура приема осталась в памяти какой-то формальной, когда вопросы задавались для галочки. А главное, что запомнилось, как вы поняли, это – прогул уроков и… кинофильм «Вий» после процедуры приема. Такое вот политически сомнительное завершение мероприятия случилось на заре моей комсомольской жизни. 

А вскоре большинство одноклассников (или всех?) гуртом приняли в комсомольцы в школе на линейке уже без отрыва от учебного процесса.

Что еще всплывает из комсомольской юности? С точки зрения официоза – толком ничего. А вот, неофициоз был и доставил массу приятных минут. В школе как-то (наверное, по разнарядке вышестоящих инстанций) появилась агитбригада, которая ставила различные сценки политической направленности к разным праздничным датам и участвовала в городском конкурсе этих самых агитбригад. Вспоминается поставка про Виктора Хару и что-то про военные концлагеря с разучиваемой песней:

Это раздается в Бухенвальде...

Колокольный звон...

В агитбригаде можно было поближе познакомиться с девчонками из других классов, что для стеснительного было совсем и не просто. Общение по современным меркам было платоническим.

А случай беременности одной из учениц старших классов по рассказам тогдашнего зав. ГорОНО был фурором для города, который обсуждался на самом верху.

Но и приобщение к созданию театрализованного действа в самых различных его ипостасях тоже нельзя сбрасывать со счетов, как интересный и познавательный процесс, добавляющий любому его участнику и уверенности, и способности, не тушуясь, выступать перед аудиторией.

Мы выиграли городской конкурс и нас премировали поездкой на выделенном автобусе в Москву на какой –то спектакль. Больше ничего комсомольского в школе припомнить не удается, хотя, уверен, и здесь были какие-то официальные мероприятия. Ну, как же без них? Ведь пел же я периодически с 5го по 10й класс на разного рода школьных концертах…

Вот еще всплыло воспоминание об одной официально-торжественной встрече Нового Года. Во дворце культуры был концерт для школьников, на котором выступали московские артисты. Похоже, приезжих оплаченных артистов для нормальной длительности концерта не хватило. И устроители заставили балалаечников и исполнительницу народных песен выдать по много номеров. Наши музыкальные предпочтения сильно отличались от народной музыки. Ну, балалаечников мы с трудом вытерпели. И, как вежливые люди, похлопали первой народной песне. Но вторую уже встретили прохладнее. А дама раскланивалась уходила за кулисы и возвращалась опять. Третью песню мы встретили тишиной. Четвертую – легким шумом с подтопыванием ногами. А на пятой или шестой руладе зал застучал ногами так, что исполнительница ретировалась, вызвав бурные и продолжительные аплодисменты, прямо в середине песни. Вот так вело себя комсомольское «забитое стадо» во времена нашего отрочества.

Кстати, и класс у нас был особенный, не очень удобный для учителей. Он был достаточно дружен, хотя состоял приблизительно из половины круглых отличников и половины плохо учившихся хулиганов. Такая взрывоопасная смесь давала зачастую очень яркие представления, вызывавшие реакцию, которую приходилось гасить даже директору школы. Как видите, и тут современные либеральные слухи о «забитых социалистических детишках», везде и всегда ходящих строем и выполняющих команды, несколько преувеличены. Мы устраивали даже показательные забастовки и совместный прогул урока у учителя, с которым у класса не сложились отношения. 

Хотя в те времена можно было в школе столкнуться и с такими ситуациями. Как-то одна девчонка классе в 9м пришла в школу накрашенной и с накрученной прической. Так наш учитель литературы приводил ее внешний вид в порядок прямо под умывальником в классе.

А более молодого отрока отправили домой после того, как он пришел в школу в брюках, расклешенных зелеными клиньями с цепочками, насмотревшись фильма "Часы капитана Энрико".

Сегодня подобное святотатство по отношению к свободной юной личности могло бы для учителей закончиться прекращением преподавательской деятельности навсегда. А ведь тот, кто "привел в порядок девушку", был очень сильным и любимым в классе и школе преподавателем, который привлекался даже в московском институте к вступительным экзаменам по своей специальности. И в него были влюблены девчонки старших классов.

В рамках общественно-воспитательной работы в начале 70х в школе появилась аппаратура для вокально-инструментального ансамбля, который играл на школьных танцах и не только советскую музыку, что не очень нравилось учителям, следившим за порядком на танцах. Усилители, ударная установка, гитары и пианола появились в школе без сбора каких-либо средств с родителей. Это – к вопросу о доступности музыки вообще и западной музыки, которую в том числе играли ребята. Так и хочется спросить у антисоветчиков: не преувеличивают ли они невозможность слушать западную музыку в СССР? Модной она была только у небольшой части молодежи. Серьезных проблем для желающих погрузиться в пучину этого потока я не припоминаю. В прочем, как и засилья желающих.

Тогда распространены были переносные магнитофоны, с которыми прогуливался по улицам народ. А многие ходили с переносными радиоприемниками, из которых звучали и рок и попса, передаваемые в городе частными незаконными слабенькими и звучавшими на пару кварталов на средних волнах радиостанциями. Эти радиостанции создавались молодыми ребятами. А песни сопровождались комментариями типа: «для самой красивой девушки Наташи», "моему другу Коле". Или бранью в адрес приближающихся «ментов»… Именно так я услышал в первый раз вот такой продукт:

… А чем хорош советский герб?

А слева - молот, с права – серп.

А хочешь жни, а хочешь куй,

Но все равно получишь… орден.

С радиостанциями как-то вяленько боролись. Но это приводило только к горделивым рассказам знакомцев, спасавшихся от милиции тем, что выбрасывали в окно детали, свидетельствующие о наличии противоправной радиостанции. Каких-то серьезных последствий для пойманных не было.

Еще в школе была общественная нагрузка в виде лагеря труда и отдыха после 9-го класса, когда мы жили и работали на сельхоз ниве вне дома своим классом в течении пары недель. Подъем — в районе 6 часов. Легкий завтрак и нас вывозят в поля, где мы сдельно немного зарабатывали первые официальные деньги, собирая редиску или пропалывая что-то. Тут очень хорошо становилось понятно, сколь не просто заработать деньги на жизнь и на сколько не привычно горожанину трудиться в поле.

Вспоминается и соревнование бригад-троек, отражавшееся в листке на стене. Кто больше соберет ящиков с редиской. В ящик укладывали строго определенное число пучков. Каждый пучок — десять редисок. И этот листок на стене все же провоцировал бригады на стремление победить...  

А после трудового дня, заканчивавшегося для школьников в районе 2-х часов, сил еще хватало на отдых и развлечения в виде спорта, песен у костра и танцев (шманцев- обжиманцев) под ту музыку, которая якобы была нам недоступна. Вот, к примеру, летом 74-го народ отрывался под Band on the run сэра Пола. Желающие могут обратить внимание, сколько времени прошло от выпуска альбома до его появления на танцульках в деревне тульской области.

Продолжение

promo mmv13 december 25, 2017 13:45 3
Buy for 100 tokens
Материал Деда Сергеича о равноправии национальностей в мире подвиг меня опустить дискуссию на внутригосударственный уровень. В ООН один голос имеет и лимитроф с населением в миллион человек, и государство, в котором проживает на порядок больше граждан. Что же тогда говорить о…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened