mmv13

Categories:

Как я был пионером и комсомольцем (воспоминания 70х).

Школа.

Был ли в СССР советский образ жизни? Ответ кажется  очевидным. Но я ещё помню, что людские отношения в Бухаре заметно отличались от подмосковных. Житель Дербента думает, что и в Серпухове водитель автобуса собирал в свой карман плату за проезд. Бакинец считает, что, как и у него дома, газеты на любом вокзале СССР киоскер продавал по «рыночной», а не государственной цене.

Многие окраины СССР и отвалились, чтобы утвердить свои, привычные местным законы. Мне казах в Алма-Ате с усмешкой рассказывал, что первого ребёнка воспитывают не молодые родители, а бабушки и дедушки. Гуляя по Еревану 80-х, на всю жизнь запомнил правила отношения братьев: средний беспрекословно подчинялся на улице старшему. Ничего подобного в моём Подмосковье не наблюдалось...

Так что, коррупцию УзССР надо, скорее, называть узбекской, а не советской. Даже сегодня президент говорит о многих национальностях в РФ. И нам не стоит уподобляться американцам, для которых все мафиози из Союза — «русские». Человек «советский» еще не сложился даже на рубеже развала СССР. Хотя движение в этом направлении шло на моих глазах не так уж и медленно. Желающие стать «советскими» ими постепенно становились.

Бессмысленно мерить ту жизнь современным «аршином», забывая на сколько всё изменилось за прошедшие 30 лет после «контрреволюции» 90-х… Откиньте 30 лет от 1941 года и оцените силу перемен за тот же срок.

Глядя на гастарбайтеров в 2021 году, замечаешь по-прежнему различия «русского» и «окраинного» укладов. Чего стоит картина, как «в едином порыве» грозненский стадион «Ахмат» легко управляются в мегафон лицом, похожим на президента Чечни… Среди моих друзей — много нацменов. И у меня нет никакого пренебрежения или предвзятости к любой национальности.

А в 60-е годы прошлого века в подмосковной школе этот вопрос никогда не всплывал даже в разговорах моих одноклассников. Я немного удивился разнообразию фамилий и физиономий, разглядывая лет через 30 после окончания учёбы выпускную фотографию класса. 😊

Жизнь развела многих по отдельным квартирам. Чтобы надёжнее разрушить зарождавшееся единство, ныне «общеизвестным» делают мемуары, окрашивающие картину советской эпохи в «хмурые» тона репрессий и «гладов». Добавив объективности в картину прошлого, мы сможем извлечь уроки и пользу в настоящем.

Советское мздоимство смехотворно сдуется на фоне современных достижений. Как поставить рядом дачи и привилегии госаппарата СССР с дворцами и яхтами российских элитариев? Аристократия — снова возрождается! Возвратились дарованные одной нашей царицей «дворянские вольности», освобождавшие знать от обязательной службы стране в обмен на пользование поместьями.

В годы застоя ускоренное предпраздничное строительство могло утопить в болотах Тюмени дорогущий, купленный за валюту "катерпиллер". И его списывали: мол, — условия… Но, чтобы «исчезло» несколько десятков километров «построенного» газопровода с инфраструктурой под столичным Питером? 😊

На бумаге «собирались» многие тонны хлопка где-то на узбекской периферии. Приписчики даже получали медальки и горку рублей, которые, всё равно, тратились только на просторах нашей страны. Но чтобы увеличить смету в несколько раз, не пострадать за это и даже вывести огромные средства за границу к радости наших партнёров-конкурентов? Это – извините за выражение, абсурд.

Расскажу один показательный эпизод из жизни советской элиты застойного периода СССР. Первый секретарь горкома получил садовый участок в  шесть соток. Каково, «Карл»?! Провел к обычному товариществу дорогу на радость простых и многочисленных соседей. За столь вопиющее использование служебного положения в личных (да, да!) целях секретарь был снят и серьезно понижен. Вот это, доложу я вам, — репрессии во всей своей красе! На городском собрании лишь немногие (и в их числе моя мама) набрались смелости подойти и поздороваться с бывшим фактическим главой города, в одночасье по его меркам ставшим никем...

Но давайте, всё таки, доберёмся, наконец, до личных эпизодов, чтобы вы оценили, как по мне «прокатилась» официальная машина пропаганды колесами пионерии и комсомола. Я не думаю, что давление — это всегда плохо. Атмосферный столб давит на нас? И государство ограничивает своих граждан. Вопрос только в разумности величины, которые можно и нужно обсуждать и сравнивать.

В 7-м классе я был пионером, как и все школьники. Мы носили красный галстук. Помню, что у меня он был несколько измазан шариковой ручкой и не смотрелся парадно. Скорее, — наоборот. Я его часто жевал, размышляя на уроках. 😊

Какая тогда была общественная «нагрузка» у пионеров, кроме совместных походов по сбору металлолома и макулатуры, мне припомнить не удается. Может, — от настигшего меня склероза. 😊 Или от того, что я никогда не стремился к общественной работе. А, может, — от отсутствия чрезмерного давления со стороны пионерской организации. Вот, активное занятие спортом в школе отложилось в памяти вполне, как и участие в концертах. Тогда такие нагрузки приветствовались и зачисляли школьника в число «активистов».

Конечно, нам объясняли, что должен делать хороший пионер для страны и школы, уважая друзей и старших. Конечно, были какие-то линейки и собрания, посвященные официальным праздникам (дню пионерии, например). Есть ли подобное сейчас? Думаю. только сменились поводы к официальным мероприятиям и теперь готовятся ко Дню народного единства 4-го ноября, а не Дню Великой Октябрьской Социалистической Революции 7-го.

Что правильнее: праздновать событие, фактически придуманное в глубине веков в пику коммунистам, или рождение первого в мире социалистического государства, пусть и почившего в Бозе, но эпохально повлиявшего на нашу планету? Выбирайте сами. Я, ко всему прочему, знаю, что многие христианские праздники дублируют языческие, что вполне логично, если предположить неслучайность подобного. 😊

Для молодых я честно попытаюсь припомнить «непереносимое давление» государственной пропаганды СССР на неокрепшие детские умы посредством пионерской организации. Это отнюдь не просто.

В памяти с трудом всплывает слово «пионервожатый». Была такая должность в школе и в пионерлагерях. Но каких-то раздражавших и потому врезавшихся в память акций со стороны пионерской организации в школе не вспоминается. Была даже газета «Пионерская правда», которую выписывали родители, чтобы я её читал...

Мою обычную жизнь наполняли двор, спорт, девчонки, книги и музыка. Книги читали почти все и достаточно много. Еще будучи классе в 5-м, наша кампашка разношерстных товарищей ходила к Величкиным. Даже фамилию помню, хотя это были просто соседи по подъезду. У них в шкафу стояли собрания сочинений детской литературы, которые мы сообща поглощали. Прочитав их набор, — стали окучивать библиотеку, до которой добирались через полгорода, что тогда никто не считал за опасность для детишек.

В свободное от книг и учебы время нами распоряжались спорт и двор. Кто-то класса с 7-го уже гулял с девчонками. Во дворе двухэтажных 16-квартирных домов молодежь и дети сами строили и заливали хоккейную площадку и теннисный стол, воруя доски на стройках. 

Получается, каждый выбирал, какому «давлению» в государстве поддаться? Я пасовал перед спортивным и музыкальным, выступая на различных соревнованиях за школу и на концертах с песнями. И это «давление» соответствовало моим увлечениям, достигая государственных целей, не сильно раздражая отрока.

Сейчас все, кому не лень, клеймят советские методы работы с детьми и подростками за их «кондовость» и «поголовность». А современное государство потихоньку воспроизводит что-то подобное, создавая организации при партиях, отвечающие за работу с подростками. «Креативно» меняется цвет галстуков и названия руководителей и подразделений. Вы думаете, такая, вот, терминология и методология, пришедшая от наших зарубежных «партнеров» – лучше советской?

Волчата - младшая ветвь скаутского движения (7 - 11 лет). Название было придумано основателем скаутского движения Робертом Баден Пауэлом. В 1916 году он написал учебник для волчат "The Wolf Cub's Handbook" основываясь на сюжетах из "Книги джунглей" Редьярда Киплинга… 

В отличии от скаутов, у волчат всего два закона: 1. Волчонок слушается старого волка. 2 Волчонок всегда бодр.

Я немного опешил, прочитав подобные правила от современных воспитателей подрастающему поколению на сайте «скауты-столицы рф».

Во времена моего детства в ходу была военная терминология. Если про сельское хозяйство, то – «битва за урожай». Если про пионерские организации, то школа – дружина, а класс - отряд. И лидеры «обзывались» по-военному (командир звена или отряда).

Но и Великая Отечественная Война буквально дышала из только что ушедшего позавчера живыми свидетелями, фильмами и совсем еще реальными страданиями совсем ещё не старых инвалидов.

На улице моего подмосковного города рассекали конные повозки с полутороногими «дяденьками», которые меняли различную домашнюю рухлядь на пугачи, пистоны и незатейливые детские игрушки. А ветераны войны отнюдь не пенсионного возраста в праздничные дни, гордо сверкали, не стесняясь, «иконостасами» орденов и медалей. И их было много даже в одном дворе. Они, подвыпив, травили детворе военные байки, создавая чуть лучше прямую связь с лихолетьем. Официоз в школах тоже был, но раздражал чутких на фальшь школьников, за версту ощущавших постановочную кондовость. Но военное отношение к мирному труду всем было привычно.

Мы тогда не думали о предшественниках пионерии. Хотя советское руководство построило воспитание подрастающего поколения на лучших примерах «скаутских» организаций. Важно лишь понимать сегодня: не воспитывать — хуже, чем воспитывать. Отсутствие стержня в мировоззрении обязательно аукнется, если основой не считать эгоизм, на котором вряд ли патриотизм глубоко приживётся. И страна должна работать с подрастающим поколением не только методами детских отделов полиции и трансляцией по зомбоящику прозападной рекламы, неявно противопоставляющей детей и родителей.

Какое отвратительное слово «полиция» для тех, кто помнит, полицаев в фильмах нашего детства… Поневоле задаёшься вопросом: какова цель у нашей власти в таком переименовании? Ну, ладно, — замнем для ясности…

Вернёмся в советское детство. В пионерлагере безо всякого принуждения некоторые, и я в том числе, стремились попасть в знамённую группу, состоявшую из горнистов и барабанщиков. Было прикольно научиться красиво молотить палочками разные партии. Очень колоритно смотрелись барабанщики в фильме «Чапаев» у каппелевцев с их «психической» атакой. Привлекали пацанов и погоны с лычками за количество лагерных смен в знамённой группе. Многие не один год и не на одну смену приезжали в пионерлагерь от завода, где работал кто-то из родителей. Смена длилась около трех недель. Многие получали путевки бесплатно или с большими скидками, что делало для родителей пионерлагерь даже привлекательным. От чад взрослые отдыхали морально. А детвора была накормлена и оздоровлена, практически, бесплатно. Недаром обязательно измерялся вес при заезде и отъезде.

Можно ли влияние знаменной группы назвать влиянием пионерской организации? Наверно. Хотя, скорее, это влияние того горбуна, который с любовью и умением гонял нас по лесным дорожкам на тренировках, сам передвигаясь на тарахтящей «инвалидке», забавном детище Серпуховского мотозавода.

Инвалидка-мотокаляска
Инвалидка-мотокаляска

И ведь, никто нас не принуждал. Но мы много тренировались, что бы к приезду родителей показать настоящее умение… Ещё отложились в памяти кружки, которые давали новые умения по выбору: танцы, выжигание по дереву... бесплатно.

А, вот, негативным давлением пионерская организация не запомнилась. Я был обычным рядовым пионером, не занимая должностей ни на уровне класса, ни выше.

В 7 классе, в первых числах апреля стало известно, что на следующей неделе лучшие и заслужОнные пионеры школы, пропуская занятия, пойдут в городской кинотеатр на торжественный прием в комсомол. Важным было то, что список уроков на тот день включал русский, литературу, алгебру, геометрию и физику. Помню, как сейчас. 😊 

Уроков тогда в день доходило до шести. Занятия в школе делились на смены. В середине 60-х было аж три смены, занятия в третьей начинались в 3 часа дня. Потом стало только две.

Ну, какой нормальный ученик не попробует прогулять такие тяжелейшие «испытания»? У меня имелось право попасть на «праздник неучебы», потому как был я отличником, участвовал в самодеятельности и выступал за школу на соревнованиях по нескольким спортивным дисциплинам. Но была одна неудобная деталь: мне еще не исполнилось, хотя и совсем немного, 14 лет. А в комсомол, как мне помнится, принимали, начиная с такого возраста. Все-таки, уговоры удались и я попал в число премированных принятием в комсомольцы на городском уровне, как «революционными шароварами». Процедура приёма осталась в памяти формальной, когда вопросы задавались для галочки. Главное, что запомнилось, кроме прогула уроков, — кинофильм «Вий» по окончании. Такое вот политически сомнительное завершение мероприятия случилось на заре моей комсомольской жизни. 

А вскоре большинство одноклассников (или всех?) гуртом приняли в комсомольцы в школе на линейке уже без отрыва от учебного процесса.

Что еще всплывает из комсомольской юности? Только – неофициоз, доставивший массу приятных минут. В школе (наверное, по разнарядке вышестоящих инстанций) появилась агитбригада. Там к праздничным датам ставили сценки политической направленности. Мы участвовали в городском конкурсе этих самых агитбригад. Помню поставку про Виктора Хару и что-то про военные концлагеря с разучиваемой песней:

Это раздается в Бухенвальде...

Колокольный звон...

В агитбригаде можно было поближе познакомиться с девчонками из других классов, что для стеснительного парня было совсем и не просто. Общение по современным меркам было платоническим.

А случай беременности одной из учениц старших классов по рассказам тогдашнего зав. ГорОНО был фурором для города, который обсуждался на самом верху.

Но и приобщение к созданию театрализованного действа в самых различных его ипостасях тоже нельзя сбрасывать со счетов, как интересный и познавательный процесс, добавляющий любому его участнику и уверенности, и способности, не тушуясь, выступать перед аудиторией.

Мы выиграли городской конкурс и нас премировали поездкой на выделенном автобусе в Москву на какой –то спектакль. Больше ничего комсомольского в школе припомнить не удается, хотя, уверен, и здесь были какие-то официальные мероприятия. Ну, как же без них? Ведь пел же я периодически с 5го по 10й класс на разного рода школьных концертах…

Вот еще всплыло воспоминание об одной официально-торжественной встрече Нового Года. Во дворце культуры был концерт для школьников, на котором выступали московские артисты. Похоже, приезжих оплаченных артистов для нормальной длительности концерта не хватило. И устроители заставили балалаечников и исполнительницу народных песен выдать по много номеров. Наши музыкальные предпочтения сильно отличались от народной музыки. Ну, балалаечников мы с трудом вытерпели. И, как вежливые люди, похлопали первой народной песне. Но вторую уже встретили прохладнее. А дама раскланивалась уходила за кулисы и возвращалась опять. Третью песню мы встретили тишиной. Четвертую – легким шумом с подтопыванием ногами. А на пятой или шестой руладе зал застучал ногами так, что исполнительница ретировалась, вызвав бурные и продолжительные аплодисменты, прямо в середине песни. Вот так вело себя комсомольское «забитое стадо» во времена нашего отрочества.

Кстати, и класс у нас был особенный, не очень удобный для учителей. Он был достаточно дружен, хотя состоял приблизительно из половины круглых отличников и половины плохо учившихся хулиганов. Такая взрывоопасная смесь давала зачастую очень яркие представления, вызывавшие реакцию, которую приходилось гасить даже директору школы. Как видите, и тут современные либеральные слухи о «забитых социалистических детишках», везде и всегда ходящих строем и выполняющих команды, несколько преувеличены. Мы устраивали даже показательные забастовки и совместный прогул урока у учителя, с которым у класса не сложились отношения. 

Хотя в те времена можно было в школе столкнуться и с такими ситуациями. Как-то одна девчонка классе в 9м пришла в школу накрашенной и с накрученной прической. Так наш учитель литературы приводил ее внешний вид в порядок прямо под умывальником в классе.

А более молодого отрока отправили домой после того, как он пришел в школу в брюках, расклешенных зелеными клиньями с цепочками, насмотревшись фильма "Часы капитана Энрико".

Сегодня подобное святотатство по отношению к свободной юной личности могло бы для учителей закончиться прекращением преподавательской деятельности навсегда. А ведь тот, кто "привел в порядок девушку", был очень сильным и любимым в классе и школе преподавателем, который привлекался даже в московском институте к вступительным экзаменам по своей специальности. И в него были влюблены девчонки старших классов.

В рамках общественно-воспитательной работы в начале 70х в школе появилась аппаратура для вокально-инструментального ансамбля, который играл на школьных танцах и не только советскую музыку, что не очень нравилось учителям, следившим за порядком на танцах. Усилители, ударная установка, гитары и пианола появились в школе без сбора каких-либо средств с родителей. Это – к вопросу о доступности музыки вообще и западной музыки, которую в том числе играли ребята. Так и хочется спросить у антисоветчиков: не преувеличивают ли они невозможность слушать западную музыку в СССР? Модной она была только у небольшой части молодежи. Серьезных проблем для желающих погрузиться в пучину этого потока я не припоминаю. В прочем, как и засилья желающих.

Тогда распространены были переносные магнитофоны, с которыми прогуливался по улицам народ. А многие ходили с переносными радиоприемниками, из которых звучали и рок и попса, передаваемые в городе частными незаконными слабенькими и звучавшими на пару кварталов на средних волнах радиостанциями. Эти радиостанции создавались молодыми ребятами. А песни сопровождались комментариями типа: «для самой красивой девушки Наташи», "моему другу Коле". Или бранью в адрес приближающихся «ментов»… Именно так я услышал в первый раз вот такой продукт:

… А чем хорош советский герб?

А слева - молот, с права – серп.

А хочешь жни, а хочешь куй,

Но все равно получишь… орден.

С радиостанциями как-то вяленько боролись. Но это приводило только к горделивым рассказам знакомцев, спасавшихся от милиции тем, что выбрасывали в окно детали, свидетельствующие о наличии противоправной радиостанции. Каких-то серьезных последствий для пойманных не было.

Еще в школе была общественная нагрузка в виде лагеря труда и отдыха после 9-го класса, когда мы жили и работали на сельхоз ниве вне дома своим классом в течении пары недель. Подъем — в районе 6 часов. Легкий завтрак и нас вывозят в поля, где мы сдельно немного зарабатывали первые официальные деньги, собирая редиску или пропалывая что-то. Тут очень хорошо становилось понятно, сколь не просто заработать деньги на жизнь и на сколько не привычно горожанину трудиться в поле.

Вспоминается и соревнование бригад-троек, отражавшееся в листке на стене. Кто больше соберет ящиков с редиской. В ящик укладывали строго определенное число пучков. Каждый пучок — десять редисок. И этот листок на стене все же провоцировал бригады на стремление победить...  

А после трудового дня, заканчивавшегося для школьников в районе 2-х часов, сил еще хватало на отдых и развлечения в виде спорта, песен у костра и танцев (шманцев- обжиманцев) под ту музыку, которая якобы была нам недоступна. Вот, к примеру, летом 74-го народ отрывался под Band on the run сэра Пола. Желающие могут обратить внимание, сколько времени прошло от выпуска альбома до его появления на танцульках в деревне тульской области.

Продолжение

promo mmv13 december 25, 2017 13:45 3
Buy for 100 tokens
Материал Деда Сергеича о равноправии национальностей в мире подвиг меня опустить дискуссию на внутригосударственный уровень. В ООН один голос имеет и лимитроф с населением в миллион человек, и государство, в котором проживает на порядок больше граждан. Что же тогда говорить о…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened