mmv13

Categories:

Почему именно Хабенский снял именно "Собибор"?

В своё время я откликнулся на мероприятие, не уместно, как по мне, приуроченное к годовщине снятия полной блокады Ленинграда. Тогда же пообещал написать о выходе в свет кинофильма «о единственном успешном восстании евреев в нацистском концлагере в ходе Второй Мировой войны» в Собиборе. Именно так и никак иначе его проанонсировала газета.ru. На чём же хотели заострить внимание читателей российские СМИ? Если говорить вообще о лагерных восстаниях 2МВ, то это – одно из многих, не первое, не последнее и не самое успешное. Значит, журналисты хотели подчеркнуть и привлечь внимание к факту, что восстали именно евреи (хотя, к сожалению, и единожды в таком роде)? Документы, приведённые в исследовании "СОБИБОР МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ" Ю.Граф, Т.Кюес, К.Маттоньо, подтверждают такую формулировку (далее, отсылая к книге, буду называть её — просто Граф):

комендант полиции охраны общественного порядка в округе Люблин отправил... в Краков телеграмму...: «14.10.43 г. в 17:00 восстание евреев в лагере СС Собибор, в 40 км севернее Холма. Они перебили охрану, захватили оружейную комнату и после перестрелки с оставшимся персоналом лагеря сбежали в неизвестном направлении. Девять эсесовцев убиты, один пропал без вести, один ранен, два охранника ненемецкой национальности застрелены… Сбежало около трехсот евреев…

Признаем, что «газета.ру» — ни на йоту не погрешила против истины и обоснованно сосредоточила внимание на единственном чисто еврейском восстании. Если это так, то я впервые сталкиваюсь с прямой сионистской (или проеврейской) пропагандой в российских СМИ. Учитывая, что представители этой национальности в РФ составляют не более 0,1% населения, мне не очень понятно, почему в век коммерциализации и окупаемости создатели фильма не задумались об уровне возможного зрительского интереса. Маловероятно, что большинству жителей РФ, будет особенно интересен такой аспект преподнесения ВОВ и подвига советского народа. Особенно — на фоне того, что собранные в Собибор евреи были в основном гражданами других стран, не имеющих отношения к территории СССР… Неужели деньги не интересуют тех, кто снял этот фильм для российского проката? Или, в первую очередь, создатели подразумевали не нашу и даже не постсоветскую аудиторию? Такое вполне могло быть, учитывая «озвучку» фильма на пяти языках. 

Но в любом случае очевиден вред выпячивания заслуг одной национальности там, где многонациональный советский народ продемонстрировал массовый, а не уникальный героизм. Недаром и наш президент постоянно говорит о многонациональном российском народе, старательно обходя вниманием «национальные квартиры».

Чтобы меня не обвинили в некорректности претензий к формулировке, приведённой в начале статьи, упомяну пару примеров успешных (и не очень) лагерных восстаний до и после побега из Собибора. Это – Сербия:

Первый массовый побег из фашистского концлагеря произошел в сербском Нише. Впервые они сбежали в 1942-м году. "Ломанулись" через "колючку" всей тысячной тучей народу: - Спаслось 105. 42 человека погибли на этой колючей проволоке, … даже последовавшие репрессии, не остановили людей. Известно, что до освобождения Ниша югославскими партизанами случился еще один побег…

А это – Германия: Сопротивление было интернациональным, так как в Бухенвальде содержались заключённые из множества стран Европы от евреев Польши до немецких антифашистов… коммунисты начали..., атаковав вышки и перебив оставшихся еще внутри охранников… В течение двух суток лагерь находился под контролем восставших, и лишь 13 апреля туда прибыли части 3-й американской армии.

Есть и минское восстание в 1942-м. Серьёзно готовилось. Захлебнулось из-за предательства.

Наверняка повсеместно в восстаниях принимали участие и евреи. Список же успешных выступлений, если под ними понимать частично удавшийся побег с убийством охранников, — не исчерпаем. Недаром кинокритик делает такой вывод: уже и накопленного массива фильмов — даже без «Собибора» Константина Хабенского — вполне хватило бы… Эта тема никогда не будет полностью закрыта, и концлагерь еще не раз станет главным героем фильма.

Бесспорно: подполье, побеги и восстания – столь многочисленны, что любой художник найдет ускользнувшие от внимания потомков примеры героизма советских людей. Такая работа на деле подтвердит тезис «никто не забыт и ничто не забыто». А новизна сюжета повысит зрительский интерес. Было бы полезно и зрителей других стран познакомить именно сегодня с неизвестными страницами патриотизма и подвигов советского народа в ВОВ.

Но тогда ещё более странным выглядит повторное обращение к Собибору наших ремесленников от кино. Они не могли не знать о трудах предшественников. В 1987 году англичанин Джек Голд уже снял худ. фильм «Побег из Собибора». За ним последовал Клод Ланцман, французский гражданин, который создал в 2001 году док. фильм «Собибор. 14 октября 1943, 16 часов». И на их фоне россиянин К. Хабенский в 2018 году опять вступает на порядком исхоженную тропу. 

Что притягивает граждан разных стран к не очень и удачному побегу 300 человек на территории Польши? Ужель они не знают, что часть беглецов погибла, а часть сама вернулась (!) в «лагерь смерти» к своим мучителям, хотя впереди их якобы ждало уничтожение. В сухом остатке восстания: к партизанам добрались 8 человек, и еще некоторые скрывались у местных до разгрома гитлеровцев.

Есть и другая сторона вопроса: художник и его министр культуры, у которого и возникла идея создания этого фильма, не ощущают ни гибридной войны, ни противостояния, о которых без конца жужжат наши СМИ. Иначе зачем профессионалы воспитания и пропаганды побрели по стопам английского и французского «политработников»? И расширить у современной молодёжи представление о подвигах советского народа никто особенно не стремится.

Тогда, что же тянет к слабо документированному эпизоду 2МВ наших и западных гуманитариев, кроме того, что восставшие были евреями? Я не нахожу без натяжек другой причины, учитывая, что все названные художники от кинематографа имеют еврейские корни. Был бы рад услышать другие, но аргументированные версии.

«Граждане мира» («космополиты» по-гречески) считают, что они имеют обязанности только перед человечеством (к которому принадлежат) и планетой (на которой живут). Правы ли они или их правда победит в будущем, — бог весть. Но сегодня некоторые люди в первую очередь испытывают гордость и признают обязанности перед той частью человечества, с которой они связаны «национальностью». Часто такое самоощущение не связано даже с гражданством в паспорте.

Авторы с подобной самоидентификацией в теме ужасов и страданий всех людей, попавших в кровавую мясорубку, назойливо выпячивают беды и поступки своих соплеменниковов. Зачем такой фокус нужен 99.9% россиян? 

Было бы понятно, если бы государство Израиль оплатило этот фильм в рамках патриотической пропаганды холокоста, как «скрепы» для населения. Но в нашем случае всё — не совсем так, если не сказать, что всё — совсем не так. Предполагаю, картина снята за наши российские «многонациональные» госсредства или с привлечением оных, хотя указание на источники финансирования «Собибора» я не нашёл.

Есть ещё один аспект, который меня задевает. В телеящике регулярно мелькает реклама с Хабенским, где он, как «вор на доверии», вкрадчиво и по-семейному предлагает народу отправиться в один банк, намекая на банковскую честность и заботу о людях, и не упоминая о прибыли. Уже сама постановка вопроса раздражает откровенным передергиванием в попытке убедить зрителя, что есть такие банки. Поневоле не уйти от мысли, что ради денег наши сеятели «разумного, доброго и вечного» готовы на всё, забывая о своем предназначении, одновременно призывая народ «жить не по лжи». Грустно, что в подобных рекламных роликах заняты широко известные мастера кино. Их потому и приглашают на роль «зазывал», что они – умелы в лицедействе.

Я намеренно не сосредотачиваюсь на самом фильме. Человек, привыкший доверять фактам и аргументам, не купится на художественные фантазии, обращённые к чувствам. Но мы постоянно слышим о манипуляциях и фейках, которыми страдает Запад, возводя напраслину на россиян. Считается ли допустимой тенденциозная фантазия, которая нас не мажет грязью? Ложь во спасение? Но сценариста и режиссера никто не вынуждал пользоваться недостоверной информацией там, где море достоверной. И спасать они никого не собирались.

Такие исторические вольности чреваты последствиями в будущем, хотя кажется, что сегодня они ничем не грозят. По этому я буду говорить о документальной основе сценария. А о фильме, как продукте киноискусства, пусть говорят другие...

Те, кто не любят смотреть на мир чужими глазами, могут сами ознакомиться с документальным исследованием "СОБИБОР МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ".

В книге приведено достаточно аргументов и документов для обоснования вывода: концлагерь не выполнял задачу уничтожения (тем более, евреев), а предназначался для производственных и транзитных функций. После прочтения книги возникает и некоторое сомнение в достоверности версии, нарисованной в показаниях А.А. Печерского, которые и легли в основу сюжета для фильма. 

Тем, кто готов ограничиться цитатами из книги, добавлю фактов, которые подтверждают мои сомнения. Чтобы фильм о прошлом не превращался в фэнтэзи, когда, говоря о будущем или прошлом, рихтуют мозги в настоящем. 😊

Вернемся к обсуждению исторической основы фильма «Собибор». 

Немного — о руководителе побега. Я безусловно отношусь к нему с огромным уважением. Только сильная личность может многократно пытаться вырваться из застенков. И мои рассуждения о фактах его биографии не направлены на очернение Печерского. Я лишь пытаюсь уточнить детали, которые могут не верно толковаться теми, кто не погружался в проблему глубоко или узнал о ней из, скажем, тенденциозных источников.

В «Черной книге» пишут: попал в плен осенью 41-го. Потом заболел тифом и 7 (!) месяцев валялся в ужасных условиях, хотя там же говорят, что немцы тифозных расстреливали… Такое возможно? Почему не расстреляли? Тиф заразен и не понятно, как семь месяцев мог больной находиться в общем бараке. Значит, его лечили и он лежал в лечебном отделении? 

Дальше больше. Бежал осенью 42-го. Быстро поймали. Установлено, что – еврей. И? А ничего: не уничтожен даже с учётом отягчающей попытки сбежать. Побег подразумевал убийство охраны или дисциплина в лагере позволяла на свой страх и риск «слинять»? 

После пересылок, где еврея тоже не уничтожили, попал в Собибор где-то 23 сентября 43-го года. Обратите внимание на дату, потому что ситуация развивалась буквально не по дням, а по часам...

В лагере находились поляки, французы, голландцы, чехи. Русских туда привезли впервые. Возникает вопрос: упоминаются евреи разных стран или граждане оных? 😊 Однозначно вопрос не уточнён, а только как бы намекает на то, что разговор идет о евреях. 

На каком языке общались заключенные с вновь прибывшими, особенно обсуждая детали восстания? Неточность формулировок или рассогласование в понимании грозили смертью или провалом. О необходимом времени на проверку, не провокатор ли, — никто не думал? Граф сообщают:

… Печерский хоть и был евреем, но идиш не знал, его написанные по-русски мемуары были переведены на этот язык Н. Лурье.

Когда между заключенными разных стран успело возникнуть доверие, чтобы «восточные» за короткий срок объединили старожилов и даже возглавили общее восстание? Оно состоялось через пару недель 14 октября. Откуда взялся авторитет у интенданта Печерского, имевшего невысокое воинское звание и образованием не выделявшегося? 

Может, ситуация в лагере была на тот момент такова, что группа Печерского на свой страх и риск пошла в прорыв, пользуясь случайным стечением обстоятельств и спровоцировав других на побег?

Думаю, рассказ о подготовке и руководстве всеобщим восстанием – мало правдоподобен, если верить, что Собибор был строго отлаженным лагерем уничтожения, а не транзитным пунктом с расхлябанной дисциплиной и текучкой. Последнему более соответствуют и малый срок нахождения русских в лагере, и небольшая охрана, и свободный режим перемещения зэков по зонам…

Для понимания, что же произошло в лагере реально, важен и такой факт: Собибор (нем. SS-Sonderkommando Sobibor)… Действовал с 15 мая 1942 года по 15 октября 1943 года. Значит, лагерь сворачивался (например, в связи с приближением линии фронта)! Неразберихой и воспользовались желающие сбежать, за что им — честь и хвала.

Ну, а партизаны и вправду были где-то неподалеку, потому что до Бреста по прямой от Собибора — порядка 50 км. 

И аж 8 товарищей, если верить Википедии, добрались вместе с Печерским к партизанам. Согласитесь, что цифра, мягко говоря, сильно отличается от первоначально заявленных «около трехсот». А восстание превращается в «самый успешный»... побег. Обратим внимание еще на некоторые странности...

По наградному листу Печерский был в штурмовом стрелковом батальоне (ШСБ) 20 августа 1944 года. Немного не ясно, как такое возможно, если в приказе о создании ШСБ указывается, кто и на какой срок попадает в ШСБ: В целях предоставления возможности командно-начальствующего составу, находившемуся длительное время на территории, оккупированной противником, и не принимавшему участия в партизанских отрядах, с оружием в руках доказать свою преданность Родине…

3. Срок пребывания личного состава в отдельных штурмовых стрелковых батальонах установить два месяца участия в боях, либо до награждения орденом за проявленную доблесть в бою или до первого ранения.

А Печерский, судя по его рассказам, не только добрался до партизан, но и участвовал в подрыве вражеских составов... Почему его отправили в ШСБ, когда и на сколько? Граф сообщает:

Однако в беседе с другим бывшим узником Собибора Томасом (Тойви) Блаттом (Thomas (Toivi) Blatt), состоявшейся..., в 1979 году, а по... английской Wikipedia — в 1980 году, Печерский совсем ничего не говорит о штрафбате. Вместо этого он рассказывает, что в 1944 году в августовских боях был тяжело ранен в ногу и удостоен медали «За отвагу»... не довелось долго радоваться награде, потому что: «Меня на много лет бросили в тюрьму. Я считался предателем, потому что я раненый сдался немцам. Только после того как люди из заграницы долго и настойчиво наводили обо мне справки, меня, наконец, освободили…»...

Далее Граф дополняет:

О том, что Печерский как бывший военнопленный рассматривался советскими властями как изменник Родины и несколько лет сидел в тюрьме, сообщает и французская версия Wikipedia, которая, впрочем, ошибочно называет Печерского свидетелем на Нюрнбергском процессе.

Это лживое утверждение опровергается объяснительной моего деда, которую мы получили из военного архива через много лет. Удивительное чувство — читать письмо близкого родственника, которого живым никогда не видел! 

Во-первых, попавших в плен никто не считал предателями и уж, тем более, просто так не сажал на много лет в тюрьму. Но соответствующие службы проверяли, чем занимался человек, который неожиданно перешёл на нашу территорию с вражеской.

Мой дед, комиссар дивизии, попал в плен. Несколько раз бежал и был пойман, пока не добрался после очередного побега до наших частей. Был отправлен в фильтрационный лагерь для проверки своей версии событий. Через несколько месяцев он оказался в войсках с понижением звания. Лагеря деда находились на нашей земле, а не где-то в Польше. Его злоключения прошли в 1942-43-м годах. Кстати, чем не сюжет для фильма?😊

А как трогательно и патриотично сценарист мог преподнести все перипетии спасения комиссара! Их же в соответствии с гитлеровским приказом уничтожали в первую очередь. Художник проникается духом оживающих личных рассказов. Воспоминания — максимально достоверны, что проверено даже соответствующими органами. Атмосфера архивных объяснительных заставит творца «родить» захватывающе интересный, но максимально правдивый, а не выдуманный сюжет. Честный продукт пропаганды воспитает подрастающее поколение в стране и за рубежом.

Казалось бы, для этого ничего особенного не надо, кроме желания и любви к своей Родине и своему народу. Правда, отсылка к своему народу получается в свете возникшего контекста несколько двусмысленной... 

Но Граф добавляют:

В отличие от самого Печерского, статья в английской... Wikipedia называет точные даты его предполагаемого заключения: «Во время сталинской «охоты на ведьм» 1948 года Печерский был уволен с работы и вместе со своим братом попал в тюрьму. Только после смерти Сталина в 1953 году и под усилившимся международным давлением с требованиями его освобождения он был отпущен на свободу».

Не правда ли: западные источники — самые правдивые источники в мире? 😊

... уже немецкая Wikipedia недвусмысленно сообщает: «Он [Печерский] переписывался с многочисленными выжившими узниками лагеря, проживавшими на Западе. Эти письма привели к его увольнению [он был учителем музыки] в 1948 году из-за «связей с империалистическими державами». Его не арестовали, но он в течение пяти лет не мог работать по специальности, а лишь перебивался случайными подработками».

Я никак не могу себе представить увольнение учителя музыки... Забавно, не правда ли? Сколько «википедий», столько и мнений. 😊 Но Хабенского не смутило разноголосье и не заставило усомниться. И, главное, — не отвратило от желания ещё раз повторить рассказ о том, что не совсем ясно, было ли.

Перейдем к подробностям, касающимся самого лагеря и его назначения. В уже упомянутой «Черной книге» сообщается о чуть ли не ежедневных записях Печерского, о которых я более нигде информации не встречал. Не слышал я и пояснений, как такое было возможно при регулярных «шмонах» охраны и на пересылках, когда, если верить очевидцам, ничего не стоило погибнуть в любую минуту из-за того, что ты — еврей…

По словам Печерского, его «доверенное лицо» так рассказывало ему о процессе массовых убийств: «На первый взгляд вы попадаете в самую обычную баню. Краны для холодной и горячей воды, умывальники. […] Но как только все заходят внутрь, двери с пугающим грохотом закрываются. Черная густая жидкость по спирали выливается из отверстий, сделанных в потолке. Слышны ужасные крики, но они длятся недолго, вскоре превращаются в кашель и хрипы задыхающихся в судорогах людей.[…] Через четверть часа все кончено. Пол открывается, и трупы падают в вагонетки, ожидающие этого внизу — в подвале «бани». Как только они наполняются, их тут же увозят. Все организовано по самой современной немецкой технике. Снаружи тела по определенной схеме готовятся к погребению, в ходе чего их обливают бензином и отправляют в огонь. И там они сгорают» (стр. 31).

Не правда ли мило: не успел появиться в лагере, а уже заимел «доверенное лицо»? Возможно ли такое в общении с иностранцами, владея только русским языком? Обсуждать технически спорные подробности не буду. Тем более, что:

… оно ни коим образом не совпадает с официальной исторической версией, по которой массовые убийства в Собиборе осуществлялись с помощью выхлопных газов.

К чему приводит в суде несовпадение «свидетельств» с официальной версией? Этот вопрос почему то никого не угнетает и даже не волнует. Граф приводят и другие способы уничтожения, озвученные разными «свидетелями»:

Адальберт Рюкерль, тогдашний шеф Центрального ведомства по преследованию «нацистских преступников» (г. Людвигсбург), так писал о «газовых камерах» Собибора: ...вначале там было здание для «газации» с тремя камерами площадью шестнадцать квадратных метров каждая, которое, впрочем, из-за своей малой «производительности» было частично снесено и заменено другим, большим, зданием с шестью камерами.

Обратите внимание, что выводы о необходимости сноса и замены камер успели сформироваться, не смотря на малое время функционирования лагеря (1,5 года). Разве у гитлеровцев не было опыта построения и эксплуатации подобных камер еще где-то?

... («Польское двухнедельное обозрение») опубликовала статью об «искоренении еврейского населения Польши». О Собиборе там было написано так: «Большинство евреев Люблина за несколько дней были отправлены в городок Собибор близ Влодавы, где были убиты газами, расстреляны из пулеметов, даже заколоты штыками.

А если не забывать, что военная пропаганда — не всегда соответствует истине? Зачастую манипуляторы и в мирное время рисуют в выгодном им свете неудобные подробности или умалчивают о них. Не ангажированные исследователи должны хотя бы указать на неприличный разброс мнений очевидцев, что делает их свидетельства более похожими на их фантазии...

10 августа 1944 года бывший узник Собибора по имени Бер Моисеевич Фрейберг заявил: «Как только группа из восьмисот человек входила в «баню», дверь наглухо закрывалась. […] В отдельно стоявшем здании находилась электрическая машина, вырабатывающая смертельный газ. Этот газ собирался в бак и по шлангам закачивался в газовую камеру. В здании не было окон… Из подвала вагонетки отвозили в леса в третьем лагере. Там в огромную траншею бросали тела и засыпали землей. Людей, вывозивших и закапывавших тела, тут же расстреливали».

Неужели нельзя придумать более экономичную систему промышленного уничтожения, когда схема тиражировалась во многих лагерях «смерти»?

свидетель Леон Фельдхендлер рассказывал следующее: «Баня была устроена точно так, как будто она действительно служила для мытья (душевые головки, соответствующее оборудование). Бани были газовыми камерами. За один раз в них убивали газом пятьсот человек. Иногда запускали струю хлора [sic!],постоянно испытывали разные виды газов».

Если честно, то фантазии не выдерживают проверки на элементарную техническую правдоподобность... 

У свидетельницы Зельды Метц... «Потом они [жертвы] шли в бараки, где им остригали волосы, а оттуда в «баню», то есть в газовую камеру. Их травили хлором. Через пятнадцать минут все были мертвы. Через окошко немцы смотрели, все ли погибли. Затем пол автоматически раскрывался. Трупы падали в железнодорожные вагонетки, проезжающие под газовой камерой, которые отвозили трупы на сожжение. Перед кремацией у трупов выдирали золотые зубы. Это была гигантская печь с решеткой под открытым небом».

Найти бы хоть в одном нацистском лагере автоматически раскрывающиеся полы…

«Главная комиссия по расследованию немецких преступлений в Польше» писала в отчете о «лагере уничтожения Собибор»: «У здания [где проводились казни с помощью газа] были кирпичные стены. Вероятно, всего в нем было пять камер, в которые можно было поместить около пятисот человек. Их убивали с помощью выхлопных газов двигателя, установленного около камер и соединенного с ними трубами».

Такое многообразие противоречивых мнений за всего то год работы лагеря не насторожило не предвзятх служителей Фемиды. Сомнения не посетили ни официальных лиц, ранее слушавших рассказы очевидцев, ни самого Хабенского. Граф же добавляет:

К прочим несуразностям, в которых Печерский пытается убедить своих читателей, относятся в частности следующие: — каждый раз, когда в Лагере III людей вели в замаскированное под «баню» здание для осуществления казней, немцы гоняли по двору туда и сюда триста гусей, чтобы они своим гоготом заглушали крики умирающих (стр. 36); — от своего соузника Бера Фейнберга, парикмахера из Варшавы, Печерский узнал, что раньше из Собибора в Германию ежедневно отправлялся товарный поезд из десяти вагонов, набитых одеждой, обувью и волосами жертв (стр. 38);

А в другой упомянутой версии одежду и обувь уничтожали, что вероятнее, если понимать, как опасны эпидемии в местах скопления народа…

В дополнение следует заметить, что бывший капитан полиции Эрих Вулльбрандт на процессе 1961 года в Брауншвейге дал показания, согласно которым некоторые из сбежавших во время восстания евреев вечером того же дня добровольно вернулись в лагерь.59

Возвратились в лагерь уничтожения? В нашем ВИКИ ситуация изложена так: Все оставшиеся в лагере и пойманные после побега были убиты нацистами. Какие службы это выполнили, если лагерь функционировал до 15 октября 1943, а побег был 14-го? Кто и когда это смог проверить? Почему такая участь не постигла самого Печерского после предыдущего побега из Минского лагеря и поимки? Разумные вопросы множатся, но остаются без ответа...

Продолжим цитировать Граф:

… всего в Собибор, по словам Схелфиса, попало свыше ста семидесяти тысяч евреев. (Стр. 267)… Итак, что касается количества депортированных в Собибор евреев, у нас нет серьезных оснований критиковать откорректированную статистику Схелфиса. Но если кто-то хочет доказать, что все эти люди, за небольшим исключением, были там казнены газом, должен привести серьезные и неопровержимые доказательства того, что лагерь на самом деле был оборудован газовыми камерами для убийства людей…
...другой свидетель Хаим Энгель. По его словам, заключенные из лагеря III время от времени приходили в лагерь II (где работал Энгель), чтобы получить там одежду с вещевого склада.110 Как это можно объяснить? ... эсесовцы рискнули бы разоблачить секрет происходящего в лагере III только ради того, чтобы работавшие там евреи оделись поприличней…
… рассказ Ады Лихтман... немцы угощали прибывших в Собибор голландских евреев кофе, хлебом и мармеладом. После того как евреев хорошо кормили, им устраивали экскурсию по лагерю. Затем они должны были написать открытки своим родственникам в Нидерландах, а потом часть их отбиралась для работы, а других «гнали на уничтожение»...

Подобные свидетельства создают стойкие сомнения в том, что целью лагеря было уничтожение. 

В заключение приведу отрывок из нацистского документа цитируемого Граф, и вполне вытекавшего из складывавшейся экономической ситуации в рейхе:

директивы...обергруппенфюрером СС Освальдом Полем 26 октября 1943 года комендантам всех девятнадцати концентрационных лагерей: «В прежние годы в рамках тогдашних воспитательных задач не имело значения, может ли заключенный выполнять полезную работу или нет. Но теперь рабочая сила заключенных имеет большое значение, и все мероприятия, проводимые комендантами, руководителями V-служб и врачами должны быть направлены на сохранение здоровья и трудоспособности заключенных. Не из фальшивой сентиментальности, а потому что нам они нужны с руками и с ногами, потому что они должны внести свой вклад в победу немецкого народа, потому мы должны заботиться о здоровье заключенных. Я ставлю вам первую задачу: не больше 10 % всех узников могут быть освобождены от работы по болезни. Этого необходимо достичь в ходе сотрудничества всех ответственных лиц. Для этого необходимо: 1) правильное и отвечающее поставленным целям питание; 2) правильная и отвечающая поставленным целям одежда; 3) использование всех природных средств для поддержания здоровья; 4) избежание всех ненужных, не приносящих непосредственной пользы для работы физических нагрузок».

Этот документ — не плод доброты и человеколюбия, а образчик военного циничного прагматизма. И он — значительно реалистичнее, чем выдумки про то, как поглупевшие к концу войны немцы, при нехватке всех ресурсов, включая трудовой, старательно и за свой счёт, любыми способами фанатично уничтожали в промышленных масштабах нужную им рабочую силу. Подчеркну, они начали это делать именно тогда, когда ресурсов и рабсилы стало ощутимо не хватать...

Резюмируя написанное: мне и вправду не понятно, что мешает нашим художникам хотя бы чуть-чуть погрузиться в ту тему, которую они с грацией медведя в посудной лавке представляют населению. Слово «представить», по-видимому, отражает смыслы, заложенные в слова «представление» и «цирк». Но — никак не уровень образования и глубину понимания затронутого вопроса… Про стремление к истине или про патриотизм российских «творцов» и говорить как-то не удобно.

promo mmv13 december 25, 2017 13:45 3
Buy for 100 tokens
Материал Деда Сергеича о равноправии национальностей в мире подвиг меня опустить дискуссию на внутригосударственный уровень. В ООН один голос имеет и лимитроф с населением в миллион человек, и государство, в котором проживает на порядок больше граждан. Что же тогда говорить о…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened